Надежда Дульберг
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Сказочный цветок Гжели».
Программные задачи:
1. Учить рисовать узоры по мотивам гжельской росписи; освоение мазковой техники гжельской росписи — элемента традиционного изображения цветка – мазка с оттенком.
2. Закрепить знание элементов декоративной росписи (хохломской, гжельской) используя проблемно-ситуативные технологии.
3. Развивать художественный вкус.
4. Воспитывать уважение к истокам русской народной культуры, любовь к народному творчеству.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: „Сказочный цветок Гжели“,» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Активизация словаря: «трилистник», «завиток», «криуля», гжель, хохлома, бордюры, мазок с оттенком.
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, наглядности, игра, образец, показ, рассказ, напоминание, вопросы, объяснение, рассматривание, индивидуальная помощь, анализ, закрепление.
Используемый материал: Дидактическая игра «Составь узор», письмо, образец росписи, трафареты, кисти, синяя гуашь, палитры, вода в стаканах, мольберт, салфетки, СD - диск с русскими народными мелодиями.
Ход ООД:
Педагог: - Ребята, нам пришла посылка. Посмотрим, что в посылке, в ней посуда, узоры и письмо. Пишут нам мастера-умельцы:
«Дорогие ребята! В нашей мастерской произошло несчастье. Злая Помеха-неумеха перемешала все краски, смыла все цветы — рисунки и теперь наши изделия никого не радуют, и их никто не узнает. Помогите нам вернуть узоры на место»
Педагог: - Как мы можем помочь мастерам?
Дети: - Украсить посуду узорами.
Педагог:- Но для начала, нам нужно вспомнить, в каких росписях используют эти узоры? (Дети рассматривают элементы узоров из посылки и определяют)
Дети: - Хохломская. Гжельская.
Педагог:- Какой цвет используют художники для хохломской росписи и что он олицетворяет?
Дети: Красный — цвет красоты.
Золотой – цвет солнца, урожая, хлеба.
Зеленый – цвет жизни, травы.
Черный – цвет земли нашей плодородной.
«Хохломская роспись, Алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы
Блестят они как золотые
Как-будто солнцем залитые.»
Педагог: - Какие элементы росписи вы узнали? («листочки», «травка», «трилистник», «завиток», «пятна», «точки», «ягодки»).
Педагог: - Как называется основной завиток – ведущий стебель?
- «Криуля».
Игра: «Составь узор». (Дети украшают трафареты посуды, выкладывая элементы, составляя узоры)
Педагог: - А что же это за посуда? Белая! А узоры – синие?
«Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
А из Гжели я пришла
И цветами расцвела :
Голубыми-синими,
Нежными красивыми».
Педагог:- Правильно – это Гжельская посуда. Рассмотрите внимательно эту посуду.
- Какие знакомые элементы вы видите в росписи каймы? (точки, капельки, бордюры, полоски).
- Но самый излюбленный узор – гжельская роза. Ее мы будем учиться рисовать. Она выполнена широкими мазками с тенью. Для получения хорошего мазка важно правильно распределить краску по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.
- Обмакиваем край кисти в краску, аккуратно прикладываем к бумаге, и уверенным движением руки наносим мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем в другую сторону, получая цветок. Роспись цветка необходимо начинать с середины – мазок вверху, мазок внизу, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Какой элемент у нас получился – роза.
Педагог: - А сейчас мы сами превратимся в цветок.
Физминутка «Цветок» :
«Вырос красивый цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание.
Дружно дают под землей корешки».
Педагог: - Настало время помочь мастерам, я думаю, вы справитесь. Выбирайте посуду, которую вам хочется украсить.
Вопросы на закрепление, самостоятельная работа детей – украшение посуды. В группе звучат русские народные мелодии.
Педагогом оказывается индивидуальная помощь.
Анализ выполненных работ. Дети рассматривают работы, обращают внимание на более удачные выполнения узоров.
Педагог: - Ну, а теперь, когда так замечательно вы справились с работой, что мы сделаем с вашими изделиями?
Дети: - Отправим мастерам – умельцам!
Педагог: - Молодцы, хорошо потрудились, выполнили просьбу о помощи.