УкраинцеваТатьяна Владимировна
«Моя Родина — Россия». Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Моя Родина - Россия»
Возрастная группа: старшая
Цель:
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные :
• Обобщить и систематизировать знание детей о России, как о государстве, в котором мы живем, о своей малой Родине - поселке Горный, его истории, особенностях, достопримечательностях.
• Систематизировать знания детей о символике государства.
• Закрепить название народных промыслов, российских городов.
Публикация «„Моя Родина — Россия“, Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие:
• Развивать память, коммуникативные навыки, устойчивое внимание, познавательную активность, связную речь, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки при чтении стихов.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к Родине, к родному поселку, нравственно – патриотические чувства через интерес к историческим, культурным и природным ценностям.
Виды детской деятельности :игровая, двигательная, познавательно-
коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
• Беседы на темы: «Российская символика», «Что вы знаете о своем поселке?», «Профессия шахтер».
• Чтение стихотворений, пословиц о Родине, энциклопедии для дошкольников «Наша Родина-Россия».
• Рассматривание иллюстраций о Москве и других городах России.
• Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
• Оформление альбома «Родной край-любимые места».
• Просмотр фильма о скоморохах.
• Разучивание русских народных игр, песен, стихов.
Дидактические игры:
• «Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».
Материалы и оборудование:
Гимн России, мелодия песни «Росиночка-Россия»-музыкальное сопровождение, картинки с изображением : матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушки; презентации: «Прошлое и настоящее поселка Горный», «Моя Родина-Россия», фотографии поселка Горный, мультимедийная доска, проектор, ноутбук.
Ход ООД:
Звучит мелодия песни «Росиночка-Россия» (Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми отличным настроением.
Собирайтесь, дети в круг!
Я твой друг и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! (Дети образуют круг)
Раздается стук в дверь. Входит скоморох.
Скоморох: Можно к вам?
Воспитатель: Проходите.
Скоморох: Здорово, ребятишки-веселые парнишки!
Здравствуйте, славные девчушки-быстроглазые вертушки!
Здравствуйте, гости дорогие! Вы меня узнали? (Ответы детей)
Я- веселый скоморошка, а зовут меня Тимошка! Люблю шутить, играть, да людей потешать. Я по стране брожу, во все стороны гляжу.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
Вдругом – снега и вьюга.
Хочу услышать и узнать, что о стране родной вы можете мне рассказать? Предлагаю вам игру-викторину «Наша Родина – Россия». В игре 4 этапа, за каждый пройденный этап вы будете получать пазл. Если все этапы пройдёте, то картинку соберёте и получите титул «Победитель викторины».
Воспитатель: Дети, вы согласны принять участие в игре? Тимошка, мы готовы.
Скоморох: Вот вам вопросы викторины, отвечайте смелей Даши, Маши, Карины, Марины.
В. : Тимошка, ты присядь, отдохни с дороги и ребят послушай. Давайте, ребята, начинаем нашу игру-викторину «Наша Родина – Россия»
I ЭТАП:
В. : - Как называется наша страна (Россия)
А какая она наша Россия? (Большая,любимая,красивая,богатая,сильная.)
Ребенок читает стих:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
В:- Россия-наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина - значит родная, как мать и отец. Родина –место, где мы родились, страна, в которой мы живем.)
Ребенок читает стих:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
-У каждой страны есть свои отличительные знаки-символы. Назовите государственные символы России? (Герб,флаг,гимн)
Игра: «Найди флаг среди других».
-Где можно увидеть российский флаг (На государственных зданиях, самолетах, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников.)
-Что обозначают цвета флага? (Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий-небо и верность, красный- огонь и отвагу.)
Ребенок читает стихотворение:
Белый цвет-березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
-А сейчас найдите герб нашей страны.
- Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел, со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.
Герб наш символизирует победу добра над злом.
Ребенок читает стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он –России дух свободный.
Звучит Гимн (дети встают)
- А что такое гимн? (Главная песня.)
- Назови столицу нашей Родины? (Москва.)
Ребенок читает стихотворение:
Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля,
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя
-Президентом нашей страны является? (В. В. Путин)
В: -Россия - самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Дети называют.) (Показываю изображение городов : Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Саратов.)
В. : Ребята, первый этап нами пройден.
Скоморох: За пройденный этап вы получаете первый пазл.
В. : Переходим ко второму этапу
II ЭТАП
-Живут в России разные народы с давних пор.
- А чем народы отличаются друг от друга? (Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке.)
В. : Самый многочисленный народ России - русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Игра с клубочком «Назови народы».
- Дети, нас объединяет нить добра, так и народы России объединяет наша Родина. Народы уважают друг друга, чтут традиции и обычаи, живут в мире.
В. : Посмотрите, (слайд) какие красивые народные костюмы.
- Назовите, из каких частей состоит русский народный костюм. (Женский костюм- рубаха и сарафан, на голове кокошник, а у девушки ленточка. Мужской костюм- рубаха (косоворотка, штаны (порты, поясок,онучи,лапти.)
- У рубахи длинные и широкие рукава. Не закатав их,работать, было невозможно.
В народе говорят: «Работать спустя рукава» -значит работать плохо.
В. :Ребята, второй этап нами пройден.
Скоморох: Получаете второй пазл.
III ЭТАП
В. : Начинается третий этап.
- Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Отгадайте загадки и найдите отгадки. (Дети показывают картинку с ответом).
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
3. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
- Нашу Родину прославляют великие люди, имена которых известны во всем мире. На портреты посмотри, кого из них узнаешь ты? (Пушкин, Гагарин, Чайковский, Толстой).
- Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Назовите музыкальные инструменты. (Показ слайда)
Скоморох: Как у наших у ворот собирается народ,
Собирается народ на веселый хоровод.
Песня- хоровод «Как на тоненький ледок»
В. : Вот и третий этап пройден.
Скоморох: Молодцы, друзья! Получайте третий пазл. Ребята, молодцы вы, и в весёлые игры вы умеете играть, и хороводы водить, и о свой стране мы многое мне рассказали. А о своём посёлке вы, что мне можете рассказать?
IV ЭТАП
В:- переходим к четвёртому этапу.
- Мы с ребятами расскажем о нашем поселке и картинки покажем. (Дети рассказывают легенду Горного по фотографиям «Прошлое и настоящее Горного»)
В. : У нашего посёлка есть своя легенда. Вот, послушайте.
1 картинка: Однажды пастух пас овец.
2 картинка: Пастух подогнал овец на водопой.
3 картинка: Пастух захотел погреться чайком. Он развел костер. Вместо таганка он взял камни цвета серы. Тут пастух почувствовал запах горелой резины. Он подумал, что плащ брезентовый загорелся. Огляделся кругом, нет ничего. Потом он заметил, камни-то горят, и пахнут сразу и резиной и серой.
4 картинка: Вечером пастух рассказал мужикам о диковине и, вытащив из кармана эти загадочные камни, показал их.
5 картинка: Эту весть передали в центр, а оттуда геологи появились.
6 картинка: Заложили первую шахту, и был выстроен поселок.
Нашему посёлку исполнилось 80 лет. В прошлом году (2014г) мы праздновали юбилей.
Сейчас горновцы по праву гордятся своим поселком, его традициями. В нем есть все для плодотворной жизни и деятельности.
Показ слайдов: школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион, дом культуры, диагностический центр, многоквартирные жилые дома, почта, детские сады, обелиск, памятник шахтерам.
- Дети, что нам нужно делать для того, чтобы наш поселок, наша Родина стали еще краше? (Любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять ее богатства, работать, трудиться, не допускать пожаров. Не сорить на улице,не рвать цветы охапками. Дружить с ребятами в детском саду.)
Запомните, ребята, люди должны быть добрыми, жить в мире и согласии. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Давайте не будем забывать, что мы – россияне, народ очень мудрый, добрый, миролюбивый.
Скоморох: Спасибо вам, ребята, за рассказ. Я много интересного узнал о вашем замечательном посёлке. Получите четвёртый пазл. Пора подводить итоги.
В. : Ребята, давайте соберём пазлы и увидим, что у нас получится.
( Ответ детей: каравай)
В. : Каравай - это народный символ гостеприимства нашего народа. С давних времен хлебом и солью встречали на Руси званных гостей, жениха и невесту.
Скоморох: Все задания выполнены. Объявляем Вас победителями и вручаем вам награды (медали и сладкий приз). Спасибо вам за всё, а мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. А для тебя у нас тоже подарок - фотоальбом о нашем посёлке.
Итог занятия:
-Ребята, вам понравилась наша игра - викторина? Что интересного вы запомнили?