Надежда Ефременкова
Конспект ООД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Поможем фее Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках: их акустических и артикуляционных признаках, словообразовательной роли гласного.
Закрепить умения грамматически правильно составлять простые предложения, выполнять схему.
Упражнять в делении слов на слоги, составлять слова из слогов. Совершенствовать навыки звукового анализа.
Развивать интонационную выразительность речи, речевой слух и фонематическое восприятие, мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости.
Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы „Поможем фее Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло интересное письмо, давайте его прочитаем:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я долгое время наблюдала за вами, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и Красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Злой колдун Звукомор заколдовал мою страну. Он похитил все звуки! Теперь в моей стране полная тишина. Звукомор обещал отпустить звуки, если кто-нибудь разгадает зашифрованное слово, а для этого нужно выполнить задания. Удачи!»
Фея Грамматики
- Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие? А на чем же мы поедем?
Дети: на машине, поезде, самолете, велосипеде.
Воспитатель: ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный. Сегодня мы отправимся на ковре – самолете.
Дети присаживаются на ковер.
Воспитатель: сядьте удобней, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим.
- Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет. (Дети называют правила и проходят к столам на свои места).
Дети:
- Сначала подумай, потом говори.
- Говори в спокойном темпе.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Говори всегда на выдохе.
- В конце предложения делай паузу.
- Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Скороговорка: (проговаривают все вместе)
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Глазодвигательная гимнастика:
Посмотри скорее влево,
Посмотри скорее вправо,
Не сверкает ли гроза!
А теперь гляди наверх,
Светит солнце ярче всех!
А теперь посмотрим вниз
И по кругу прокатись.
- Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. Но посмотрите, здесь заколдованные дома. Чтобы их расколдовать, надо выполнить задания.
Речь. Предложение.
- Из чего состоит речь?
- Я прочитаю текст, а вы посчитайте, сколько предложений я прочитала, и покажите цифровой карточкой их количество.
«Вот наш дом. У дома сад. В саду растут вишни и малина. За домом дуб. Наш сад мал, но хорош»
- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Рисунки-помощники) Я прочитаю предложение, а вы поднимите карточку со знаком?., который бы вы поставили в конце этого предложения.
«Мама купила на рынке бананы.
Эти бананы исчезли, куда?
Обезьяна стащила и съела бананы.
Больше не делай так никогда!»
- Из чего состоит предложение? Какие знаки ставятся в конце предложения?
- Составьте предложения по своей сюжетной картинке и выложите схему этого предложения.
- Почему первое слово вы обозначили фишкой с уголком? Поднимите цифровую карточку, показывающую количество слов в вашем предложении. - Сколько слов в твоем предложении, а в твоем? Назовите первое, третье, второе, четвертое слово.
- Мы выполнили первое задание, берем первую карточку зашифрованного слова. (1)
Слово. Слог.
Воспитатель: мы вспомнили, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова бывают разные. Назовите слово, которое обозначает предмет, цвет, действие, геометрическую фигуру, форму.
- А из чего состоят слова?
- И мы сейчас поедем к следующему домику. (Деление слов на слоги по индивидуальным карточкам)
Игровое упражнение «Составь слово»
ни-ца-си (синица)
ши-на-ма (машина)
та-ко-тя (котята)
та-ги-ра (гитара)
ра-ти-Бу-но (Буратино)
Выполнив задание, дети получают карточку (2)
Звуки.
Воспитатель: и на нашем пути городок Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему он так называется?
Дети: там звучат разные звуки.
- Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные
- Чтобы пробраться сквозь эту чащу нам надо спеть песенку о звуках.
Песенка о звуках
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
(Дети поют песенку о звуках и получают карточку 3)
Гласные звуки (Переворачиваю домик).
- Какие звуки в нем живут? (гласные)
- Что мы знаем о гласных звуках?
Дети: при произнесении гласного звука воздух не встречает преград (язык, зубы, губы) и проходит свободно. Гласный звук может быть ударным и безударным. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Задание от Звукомора: выделите гласный звук и дайте ему характеристику. Дом – звук [о] гласный, ударный, утюг первый звук [у] гласный безударный, второй звук [у] ударный. Выполнив задание дети получают карточку (4)
Физкультминутка «Покажи букву» (Т, Р, Г, Б Ф, К, В, У) (5)
Согласные звуки (Переворачиваю домик)
Воспитатель: ну, вот мы подошли к дому №6.
- Какие звуки живут в этом доме?
- Что мы знаем о согласных звуках?
Дети: при произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы и язык). Согласный звук может быть твердым или мягким, звонким и глухим.
Задание: выдели первый звук в слове и дай ему характеристику. Карандаш – звук [к] – глухой, твердый, согласный; мяч – звук [м’] – звонкий, мягкий, согласный и т. д. Дети получают карточку (6)
Звуковой анализ.
Воспитатель: А к последнему домику мы пойдем по разноцветной звуковой дорожке. Какой звук мы обозначаем красным цветом? Синим, зеленым?
Задание: звуковой анализ по индивидуальным карточкам – предметные картинки. (7)
Воспитатель: ну, вот мы и расколдовали замечательную страну Правильной и Красивой речи и подошли к домику Феи Грамоты. Но что здесь?
Записка:
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, а вот награда!»
Листочки с заданием – рисование по точкам, штриховка.
- А теперь мы поставим цифры по порядку и перевернем обратной стороной. Какое слово получилось? МОЛОДЦЫ