Татьяна Гусельникова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
1. Познакомить детей с буквой К.
2. Упражнять детей в делении двухсложных и трёхсложных слов на части.
3. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки русского языка.
4. Обогащать словарный запас детей словами «дрессировщик», «жонглёр», «акробат».
5. Развивать внимание, память, интерес к окружающему миру;
6. Воспитывать умение работать в парах и подгруппах.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Возраст воспитанников: от 6 лет
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование с презентацией; запись песни В. Шаинского «Цирк», «билеты» с картинками; картинки: кенгуру, собака, медведь, бегемот, верблюд, лев; кубики с буквами; картинки с буквой К и простые карандаши, дорожка со следами.
Предварительная работа:
• Беседа на тему “Я с родителями в цирке”.
• Просмотр иллюстраций о цирке, фотографий детей в цирке.
• Беседа о цирковых профессиях, о правилах поведения в общественных местах.
• Работа с кассами букв и слогов.
• Загадывание загадок про цирк.
• Разучивание цирковой разминки, пальчиковой гимнастики “ Цирк”.
1. Организационный момент.
(Дети стоят в центре группы)
Игра «Доброе утро!».
Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро. правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Доброе утро! - левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Солнцу и птицам. поднимают руки вверх, тянутся
Доброе утро! - машут правой рукой
Улыбчивым лицам. улыбаются друг другу.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро.
Длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в цирке? (Ответы детей) Выступление каких артистов цирка вам особенно понравилось? (Ответы детей) Какие цирковые профессии вы ещё знаете? (Ответы детей) Я не случайно завела разговор о цирке. Я предлагаю вам представить, что мы попали в цирк.
2. Основная часть. (Звучит запись песни В. Шаинского «Цирк», на экране картинка цирка)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы попасть на цирковое представление? (Купить билеты) Где можно приобрести билеты? (В кассе) Отправляемся в кассу за билетами. Получите билеты. Внимательно рассмотрите картинку, которая изображена на нём, определить место звука [к] в словах, которые обозначают картинки на билетах. В цирке три ряда: на первый ряд сядут те дети, у которых звук [к] стоит в начале слова, на второй ряд – у кого звук [к] в середине слова, на третий ряд сядут зрители, у которых в слове на билете звук [к] стоит в конце слова.
корзина окно сок
кольцо ручка замок
качели зеркало цветок
колесо шапка носок
ключ сумка ботинок
кран юбка лук
(Воспитатель выполняет роль работника цирка, одев сумку с надписью «Цирк», раздаёт детям билеты. Дети получают билет и садятся на нужный ряд)
Воспитатель: Все ли зрители заняли правильно место? (Педагог обращается к нескольким детям на разных рядах с просьбой объяснить, почему он сел именно на этот ряд)
Воспитатель: Я прочитаю слова, картинки которых у детей первого ряда КЛЮЧ, КОЛЕСО, КОРЗИНА.
(На экране поочередно появляются картинки)
Воспитатель: Что объединяет эти слова? ( Ответ: буква «К» .) Выставить К и прописать в воздухе)
Воспитатель: К – это какой звук: гласный или согласный? К- согласный, так как его нельзя петь. Итак, звук К- это согласный звук.
Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв? ( Ответ: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? ( Ответ: Гласные звуки можно пропеть.)
Воспитатель: Ребята, какие гласные буквы вы знаете? ( Ответ: А, О, У, И) Для чего нам нужны буквы? ( Ответ: чтобы складывать слоги). А слоги? А слова? А предложение?
Воспитатель: Ребята, у нас появилась новая буква. Какая? ( Ответ: буква К.) М ы говорим буква К, а звук произносим К. Давайте звук К попробуем подружить с гласными, которые мы изучили. Что получили? ( Ответы детей: КО-, КУ-, КА-, КИ-.)
Воспитатель: Придумайте слово, которое начинается со слога КО-, КУ-, КА-, КИ-.) (Ответы детей, одно из получившихся слов делим на слоги, например: ку-куш-ка, кош-ка и т. д.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, пройдите все на ковер. Внимательно послушайте загадку и ответьте, как называют эту профессию в цирке?
Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это. (дрессировщик)
(На экране картинка дрессировщика)
Воспитатель: Итак, первыми выступают дрессировщики. Они решили построить из дрессированных животных пирамиду. Внизу пирамиды располагаются артисты, в названии, которых, три слога, выше – слово с двумя слогами, а еще выше – один слог.
На доске схемы слогового состава слов в виде пирамиды, внизу – картинки с животными. Дети называют слова из числа предложенных на доске зверей, делят их на слоги, объясняют выбор ступени пирамиды, располагают картинки в виде пирамиды рядом со схемой. (Кенгуру, собака, медведь, бегемот, верблюд, лев)
Проверка по одному слову из ряда, остальное - самопроверка с помощью экрана.
Воспитатель: Найдите слово в нижнем ряду, в названии которого нет буквы К. ( Ответы детей: бегемот)
Воспитатель: И снова загадка:
Под куполом цирка взлетают ребята,
Бесстрашно ходят прямо по канатам,
Не боятся высоты,
Ведь бесстрашные они! ( Ответы детей: акробаты)
(Выставляется картинка акробата)
Воспитатель: Под куполом нашего цирка выступают акробаты.
Игра "Волшебная дорожка".
На полу лежит дорожка, на которой нарисованы буквы. Задача: пройти по дорожке, наступая только на букву К.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами как акробаты пройдем по этой дорожке, наступая только на букву К.
Воспитатель: Молодцы! Все ловкие и внимательные.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: И снова послушайте загадку: Артист этот – молодец,
Бросает в воздух сто колец
И ловит их по одному,
Чтоб мы похлопали ему. ( Ответ: жонглер.)
(Выставляется картинка жонглера)
Воспитатель: Следующим выступает жонглер. Он жонглирует разноцветными кольцами, шарами, кубиками и другими предметами. Посмотрите, несколько кубиков закатились к нам. И это не случайно! Вам нужно составить слово, которое состоит из 3букв и начинается на букву К.
Воспитатель: Проведем веселую цирковую разминку.
Шаг вперед, хлопок, хлопок,
Повернулись и прыжок.
Потоптались мы как пони,
Поскакали будто кони.
Наша правая рука
Словно хобот у слона,
Наша левая рука
Невесома и легка,
Головой мы повертели,
На места свои мы сели.
(Звучит запись песни В. Шаинского «Цирк», на экране картинка цирка)
Воспитатель: А сейчас, уважаемые зрители, в этом необычном цирке, для вас приготовлено новое задание. Перейдём к столам.
Проводится пальчиковая гимнастика
Наши пальчики, ребята,
Ловкие как акробаты.
Крутят сальто целый день,
Кувыркаться им не лень.
На арене выступают,
На батуте вверх взлетают,
Удивляют нас, потом
Все выходят на поклон.
Воспитатель: На столах карточки с картинками, на которых написано много букв К, вы постарайтесь их найти все и обвести простым карандашом.
Воспитатель: А сейчас, ребята, пройдите все на ковер. И вновь загадка: Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Кто волшебник, что даёт
В цирке представление? ( Ответ: фокусник.)
(Выставляется картинка фокусника).
Воспитатель: А сейчас на арене появляется фокусник! Я очень люблю фокусы. А вы, ребята, любите? Я даже научилась одному фокусу. Хотите покажу? (Ответ детей) У меня волшебная коробочка. В ней лежит один предмет…Отгадайте, какой: в слове два слога, 6 звуков, начинается слово на звук [ц], заканчивается на звук [к] (цветок). На экране размещена схема:
ц к
Воспитатель показывает ящик (открывается с двух сторон). Показывает одну часть – пусто. Незаметно воспитатель переворачивает ящик и вместе с детьми произносит заклинание (крибле, крабле, бумс). Открывают ящик, там сюрприз – леденцы на палочке в виде цветка. Воспитатель раздает угощение детям.
(Звучит запись песни В. Шаинского «Цирк», на экране картинка цирка)
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Цирк – это удивительный мир. Но нам пора возвращаться. Наше цирковое представление было веселым, ярким и познавательным. Выступление каких артистов цирка вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы сделали еще один шаг к успеху.
(На экране появляется буква К.)
Воспитатель: А теперь давайте букве К, как настоящая публика, покажем силой аплодисментов (громко, тише, совсем тихо) свое отношение к нашему цирковому представлению. Всем спасибо! Представление закончено!