Галина Кушнир
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе.
Подготовила учитель-логопед высшей категории МБДОУ № 16 «Карасик» города Ульяновск Кушнир Галина Егоровна
Тема. Звуки С-З.
Цель: дифференциация звуков С-З.
1. Коррекционно- образовательные:
-продолжить знакомство с буквами С, З;
-учить определять место звуков С и З в словах;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
-закрепить понятия «согласный звук», «твёрдый звук»; «звонкий звук»;
-учить подбирать имена прилагательные к именам существительным;
-учить составлять предложения.
-активизировать словарь по теме “Животные”.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
-развивать фонематические процессы;
-развивать слуховую память;
-развивать мыслительные процессы (анализ, сравнение).
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.
Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами, звуковое лото -6 наборов
Ход образовательной деятельности.
I.Организационный момент.
На наборном полотне картинки с изображение животных: козы, лисы, зайца.
- На какие две группы можно разделить этих животных?
II.Основная часть.
1.-Логопед. Я получила телеграмму. «Дорогие ребята! Я приглашаю вас на свой День рождения. Лиса Лиза.» Но вы должны отгадать мои загадки.
А) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди -
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
Б) Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (Заяц)
- Назовите первые звуки в словах- отгадках? ([с]-[з]
2. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произносить звуки [С]– [З], сделаем артикуляционную гимнастику.
Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т. д.
Упражнение “Улыбка”.
Солнце улыбается,
А у тебя получается?
Вот улыбка до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Упражнение “Заборчик”.
Ну а это вот заборчик.
Язычка мы спрячем кончик.
Зубы крепко ты сомкни,
Губы плавно разведи.
Упражнение “Лопатка”.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
Упражнение “Почистим нижние зубки”.
Чистим, чистим зубы мы,
Будут чистые они.
Упражнение “Горка”.
Кончик в зубы ты упри,
Спинку горкой изогни.
Вышла горка - хороша,
Хоть катай там малыша.
Упражнение “Язычок отдыхает”.
Язычок наш загорает.
Легко, спокойно отдыхает
И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.
3. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.
Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.
Губки улыбаются,
Зубки появляются…
Воздух носиком вдыхаем,
Через зубы выдыхаем…
Мы в насос сейчас играем!
С – с – с - с…
-Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.
4. Сообщение темы занятия.
Как вы думаете с какими звуками мы сегодня будем работать? Правильно. [ с-з ].
5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков [С] – [З]
Артикуляция звука [С].
При произнесении звука [С] :
- губы растянуты в улыбку;
- зубы “заборчиком” со щелью;
- кончик языка за нижними зубами;
- воздушная струя холодная, направленная вниз,
- голосовые связки не работают.
Характеристика звука [С].
- Звук [С] согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару звук [с’]
Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука [З].
- Что общего в этих звуках? (Оба эти звука согласные, твёрдые, имеют мягкую пару).
- Чем различаются? (звук [с] –глухой, а [з]-звонкий).
6. На дни рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в магазин. Дорога у нас дальняя. Нужно нарисовать маршрут нашего пути. Посмотрите на доску. Карандашом в воздухе нарисуем этот маршрут.
7. По дороге в магазин Я предлагаю провести речевую разминку.
(Логопед предлагает повторить слоговые цепочки, цепочки слов, чистоговорки)
Са-са-за, за-са-за, са-за-за-са; сом-зонт – сок, зайка-сумка-завод, собака-заноза-соль
За-са-за-вот идёт коза.
СА-за-са – вот летит оса.
Су-зу-су- отвязали мы козу.
Зу-зу- су- - мы видели лису
8. Ребята, перед нами магазин. Что здесь продают? (Цветы). Какие? Мы должны выбрать цветы, в названиях которых есть звуки С и З. Определить место звуков З-С. в названиях цветов. (Астра, тюльпан, роза, ирис, гвоздика, нарцисс, ромашка.)
9. Физкультминутка.
Са-са-са — вот летит оса. Дети делают взмахи руками.
Са-са-са — укусила в нос оса. Показывают на нос.
Со-со-со — стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.
Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы. Покачивают головой.
Су-су-су — я осу в руке несу. Показывают кулак.
За-за-за — вот идет коза. Показывают “козу”.
Зы-зы-зы — нет нигде козы. Разводят руками.
Зу-зу-зу — я домой веду козу.
10. Лиза очень любит играть в звуковые игры. В каком магазине их можно купить? У вас на столах эта игра. Назовите животных. (Собака, коза, зубр, заяц, лиса, слон.).
-Я называю животного, а вы накрываете рисунок карточкой с соответствующей буквой.
-Назовите животных, а подсказкой будут буквы.
11. Что продаётся в следующем магазине? (Книги). Книга какая может быть? Подбираем слова-признаки со звуками С, З. Книга интересная, скучная, захватывающая, остросюжетная.
12. Цветы мы выбрали, игры, книги тоже, а что ещё принято дарить? (Открытку).
Составление текста поздравления.
Дорогая Лиза! Мы поздравляем тебя с днём твоего рождения. Желаем тебе здоровья, счастья и всего самого наилучшего.
III.Оценка деятельности. Над какими звуками мы работали?
Что общего в этих звуках? Чем отличаются?
Лиза очень рада вашим подаркам.