Нина Мороз
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
"Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования"
Старшая группа
Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»
Образовательные задачи:
Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
Публикация «Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию „Как наши предки выращивали хлеб“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;
Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
-Вы любите с мамами ходить по магазинам?
- А какой магазин вам нравится больше всего?
- Почему нравится?
- А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.
- Хотите?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)
Физкультминутка (А. Железнова)
-Мы едем-едем-едем
В далёкий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай.
Тра-та-та, тра-та-та
Пусть дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Всё мы делаем, играя,
Вот история какая!
На экране появляется витрина хлебного магазина.
Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.
- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)
- Как называется этот магазин?
- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)
- Верно.
- А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)
- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)
- Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.
-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.
- Хотите помочь Незнайке?
- Сможете?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:
- Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.
- Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?
- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).
- Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)
4. Открытие нового знания
- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
- Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?
- Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)
- Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
- Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
- Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?
- Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)
- Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.
Я, хочу рассказать вам одну историю.
В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:
- Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:
- Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.
- А вы как думаете?
Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.
- Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:
-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.
Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?
А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.
- А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:
- запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.
Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:
Сею, вею, посеваю,
Хлебом землю засеваю. (Повторите)
ХЛЕБ РАСТЕТ
Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.
Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.
Загадка: отгадайте загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят. (колос)
-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/
ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут
Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.
Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
НА МЕЛЬНИЦЕ
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Отгадайте, что это?
Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)
Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.
Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)
Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)
Мели-мели, засыпай (те же движения)
И в мешочки набивай (движение «Сито»)
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
ХЛЕБ НА СТОЛЕ
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.
- Да узнал.
А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)
- Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?
Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.
- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.
6. Осмысление
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)
- Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)
- Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).