Галина Железцова
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы «Домик для зайчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная цель реализуется через игровую деятельность с применением ИКТ.
Цель: ознакомление детей со свойствами бумаги: рвется, мнется, режется, хорошо впитывает влагу, не прочная.
Образовательные задачи :
1) формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги;
2) закрепить знания детей о видах бумаги: толстая, тонкая, простая, картон, белая, цветная;
3) воспитывать доброе отношение к диким животным.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы „Домик для зайчика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Он хочет сделать себе домик из бумажной коробки, но не знает, будет ли этот домик надежным. Просит вас помочь.
- Вы хотите помочь зайчику? (да.)
- Вы сможете помочь? (да.)
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить знания детей о видах бумаги и их свойствах;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
- Ребята, что мы должны узнать? (годится ли бумажная коробка для домика.)
Воспитатель делает вывод: значит, мы должны испытать ее на прочность и пригодность для жилья.
- Из чего, сделана коробка? (из бумаги.)
- Какая, бывает бумага? (тонкая, толстая, белая, цветная, бархатная.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для обогащения жизненного опыта детей;
2) формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины под руководством воспитателя.
Игра «Коробка для зайчика».
Дети подходят к столу, на котором лежат различные коробки (бумажные, картонные, маленькие, большие.)
- Выберите коробку для зайчика, в которой ему будет безопасно жить в лесу.
Дети выбирают коробку и объясняют свой выбор.
Выслушиваются все ответы детей.
- Смогли вы помочь зайчику? (нет.)
- Почему не смогли? (мы не знаем, можно ли жить в бумажной коробке.)
-Чтобы помочь зайчику, нам надо узнать, насколько прочна и надежна бумажная коробка. Как узнать? (спросить у того, кто знает.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представления о свойствах бумаги: эксперименты с бумагой
(бумага - рвется, мнется, сгибается, режется, хорошо впитывает воду, не прочная.)
2) способствовать формированию опыта преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Дети спрашивают у воспитателя, воспитатель тоже не знает.
- Ребята, чтобы помочь зайчику, нужно выяснить насколько прочная коробка, сможет она защитить зайчика от хищников. Нам нужно провести исследование, где это можно сделать? (в лаборатории.)
-Как называют людей, которые проводят различные исследования? (исследователями.)
- Значит, сейчас мы с вами будем исследователями и будем исследовать бумагу на прочность.
- Что нужно, исследователям для работы? (материал для исследования.)
- Идем в экспериментальный уголок для проведения исследований.
Дети подходят к столам, садятся на стульчики. На столах лежат различные образцы бумаги, ножницы (по количеству детей, емкости с водой, корзинки для мусора, листы с таблицей для фиксации результатов исследований.
Игра «Лаборатория».
Дидактическая задача: актуализировать представление детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, режется, хорошо впитывает влагу, не прочная.)
- Ребята, мы будем исследовать бумагу на прочность. У вас есть листочки, на них нарисованы квадратики, посчитайте, сколько их? (четыре.)
- Проведем четыре исследования, а результаты исследований мы запишем в таблице.
Исследование №1
- Представим, к домику-коробке подошла лиса, что она может сделать с коробкой? (разорвать когтями, разрезать зубами.)
- Проверим, какая бумага у нас есть? (тонкая, толстая – картон.)
- Попробуем ее порвать, дети рвут сначала, тонкую, затем толстую.
- Какой делаем вывод? (тонкая бумага рвется легко, а толстая бумага рвется труднее.)
- Что запишем в первом квадратике? (бумага рвется.)
-Обозначим эту запись в первом квадратике.
Дети в первом квадратике делают рисунок.
Исследование №2
- Попробуем бумагу разрезать.
Дети берут ножницы и режут бумагу.
- Какой делаем вывод? (тонкая бумага режется легко, а толстая трудно.)
- Что запишем во втором квадратике? (бумага режется.)
-Обозначим эту запись во втором квадратике.
Дети во втором квадратике делают рисунок.
Исследование №3
- Представьте, ребята, по лесу идет медведь и случайно наступит на домик-коробку, что с ней случится? (она сомнется.)
- Проверим, попробуем бумагу смять.
Дети мнут бумагу.
- Какой делаем вывод? (тонкая бумага рвется легко, а толстая трудно.)
- Что запишем в третьем квадратике? (бумага мнется.)
-Обозначим эту запись в третьем квадратике.
Дети в третьем квадратике делают рисунок.
Исследование №4
- Допустим, в лесу, где живет заяц, нет ни хищников, ни медведя, что может испортить домик-коробку? (дождь, снег.)
- Проверим, попробуем бумагу намочить.
Дети кладут бумагу в емкости с водой.
- Какой делаем вывод? (бумага намокла.)
- Что запишем в четвертом квадратике? (бумага впитывает воду.)
-Обозначим эту запись в четвертом квадратике.
Дети в четвертом квадратике делают рисунок.
Исследование №5
- Возможно, мокрая бумага стала прочной. Проверим, попробуем бумагу растянуть пальчиками.
Дети растягивают бумагу пальчиками.
- Какой делаем вывод? (мокрая бумага рвется легко, она не прочная.)
- Что запишем в пятом квадратике? (бумага не прочная.)
-Обозначим эту запись в пятом квадратике.
Дети в пятом квадратике делают рисунок.
Итак, уважаемые исследователи, вы исследовали бумагу на прочность, к какому выводу вы пришли?
Педагог принимает все ответы детей.
Воспитатель делает вывод: бумага не прочный материал и не пригодна для строительства дома.
- Что хотел узнать зайчик? (можно ли сделать домик из бумажной коробки.)
- Вы смогли помочь зайчику? (да, из бумажной коробки домик не прочный.)
- Где взять прочный строительный материал? (в магазине стройматериалов.)
- Но у зайчика нет денег, вы хотите ему помочь?
5. Включение нового знания в систему знаний.
На интерактивной доске картинки с изображением стройматериалов : (бревна, кирпичи, доски, стекло, лист железа, солома, листы бумаги и картона, снежные кирпичи.)
Игра «Магазин стройматериалов».
Дидактические задачи:
1) закрепить полученные знания о свойствах бумаги.
2) тренировать память, логическое мышление и коммуникативные качества;
3) активизировать и обогатить словарь детей качественными прилагательными.
Дети подходят к интерактивной доске, садятся на стульчики.
- Ребята, правило покупки такое: выбираете строительный материал и рассказываете, что из него можно сделать.
Вариант №1
Дети выбирают стройматериал и правильно рассказывают о его использовании в строительстве.
Вариант №2
Кто-то из детей ошибается в правильном выборе материала, если дети сами не замечают ошибки, то воспитатель помогает им наводящими вопросами.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
1) восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии;
2) создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей, около себя.
- Вы смогли помочь зайчику? (да.)
- Почему смогли помочь? (потому, что узнали, что бумага не прочный материал и не годиться для домика.)
- Зайчик благодарит вас за помощь.
][/i]