Наталья Илюшина
Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему : «Как жили наши предки».
Цель: продолжать приобщать к культуре и традициям русского народа.
Задачи:
-познакомить детей с жилищем древних славян- избой;
-познакомить с обычаями русского народа;
-дать представление об основных предметах быта;
-развивать творческий интерес к жизни наших предков;
Публикация «Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: „Как жили наши предки“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
-воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни.
Словарная работа: изба, ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук, спорынья, баюнок.
Материал: предметы быта (ухват, лохань, чугунок, крынка, горшок и др., тряпичные куклы: оберег спорынья, баюнок, куклы в национальных костюмах: дедушка, бабушка, внучка Алёнушка,клубок пряжи, фрагменты славянской избы.
Предварительная работа : посещение мини- музея «Жилища народов мира» в группе 4.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям клубок и задаё т вопрос:
- Вы догадались, куда мы сегодня с вами отправимся (в гости к нашим предкам. К дедушке и бабушке, к внучке Алёнушке. В русскую избу.)
- Да, мы с вами отправимся в гости к Ивану Сергеевичу, это дедушка Алёнушки, к Марфе Петровне, это бабушка Алёнушки, и к самой Алёнушке.
- Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу (Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).
( На другой стороне группы устроена русская изба: стоит стол и скамейки, на столе самовар. В углу комнаты печка, рядом с печкой ухват, коромысло и тряпичная кукла спорынья. На печи лежит коврик, сплетённый из тряпочек и тряпичная кукла баюнок. На полке стоят чугунки. Деревянные ложки, глиняные кружки и крынки.)
Дети вместе с воспитателем заходят в русскую избу. Здороваются с дедушкой, бабушкой, внучкой Алёнушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть убранство комнаты и задаё т детям вопрос:
- Вы хотите узнать как жили наши предки?
- Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным– давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо- невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Дверь в дом была очень маленькая, а потолок у двери низкий.
- Мы когда в избу зашли, что сделали (хозяевам поклонились)
- Но не все тогда были вежливыми как мы с вами, вот и придумали люди дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежду учить. Забудет гость поклониться хозяевам, да и стукнется о потолок, вот тебе и шишка на голове, знай да уважай хозяев дома.
- Главное в избе это печь. Как вы думаете, зачем нужна была печь (чтобы в холод избу согревать, готовить пищу)
- Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду.
- Посуда была очень необычная: горшки, крынки, чугунки. В чугунке варили щи и каши. Молоко наливали в крынку и ставили в печь. В печи горячо, жар.
- Как достать оттуда крынку (ответы детей)
- Для этого брала хозяйка ухват (название произошло от слова ухватить).Ухватит чугунок или крынку и вытащит его из печи.
- Перед едой надо обязательно … что сделать (руки помыть). Раньше руки мыли в деревянном тазу. Он назывался лохань. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки и за стол. А на столе стоят: щи в чугунке, каша в горшке и молоко в крынке. Раньше тарелок не было и все ели из одного чугунка или горшка. Все сели за стол и ждут когда дедушка возьмёт первую ложку из чугунка.
- Почему надо было ждать, пока Иван Сергеевич возьмёт первую ложку (ответы детей)
- Все очень уважали старших и никогда вперёд старших не лезли. Но и в старину были проказники. Не дождутся старшего, да и шасть в чугунок. А тут ему…
- Как вы думаете, что здесь могло бы произойти (ответы детей)
- Самый старший возьмёт свою деревянную ложку, да и по лбу, тому кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков- «Вперёд старших не лезь», старших надо всегда уважать.
- Но наша Алёнушка очень хорошая. Она все правила знает и старших уважает. После обеда бабушке посуду в лохань поможет отнести.
- Что в лохани с посудой будут делать (мыть)
- А когда всё будет в порядке, прыг на печку, да давай просить баюнка…
- Кто такой баюнок (тряпичная кукла- оберег, которая сказки рассказывает)
- Давайте найдём здесь баюнка и тоже попросим его рассказать нам сказку.
(Дети на печи находят тряпичную куклу баюнка, и он им рассказывает сказку по желанию.)