Жанна Ревина
Конспект НОД по познавательному развитию «Хлеб — богатство России»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
Конспект НОД по познавательному развитию
на тему:
«Хлеб – богатство России».
Для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель: Ревина Ж. Н.
Ливенский район
пос. Сахзаводской.
Программное содержание.
* Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о богатстве России.
* Дать знания о том, что хлеб- главное богатство России.
Обобщать и систематизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Хлеб — богатство России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
* Развивать речь детей посредством устного народного творчества, расширять словарный запас.
* Формировать умение детей выделять выразительные средства, которыми композитор передает характер музыкального произведения.
* Воспитывать чувства патриотизма, уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа.
Отгадывание загадок о хлебе; разучивание русских народных обрядовых песен «Урожайная», «Тешки - тетешки»; объяснение и разучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Откуда хлеб пришел».
Материал и оборудование.
* Музыкальный центр, телевизор,DBD проигрыватель (для демонстрации слайд шоу).
*Диск для прослушивания песни Гомоновой «Край родной».
* Картина о хлебосольстве.
* Хлебный каравай.
* Миска для замешивания теста; мука, яйцо, сахар, соль, молоко, дрожжи. Круглая форма для выпечки хлеба.
* Бутафорская печь, рушник, солонка, фартук.
* Мяч
Словарная работа: Хлебный каравай, дрожжи, тесто подходит
.
Ход образовательной деятельности
Дети с муз. руководителем входят в горницу. Их встречает воспитатель в русском народном костюме
Вос-ль: Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в нашей горнице! Давайте мы поздороваемся, друг с другом и с нашими гостями, покланяемся как в старину по русскому народному обычаю.
Дети здороваются, проходят и садятся.
Вос-ль:- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
-Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (ответы детей).
Вос-ль: Необозримая ширь полей, звон колосьев тугих, разливы могучих рек, степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в спокойное небо, бредешь лесными тропами, сидишь у прохладной реки. Это - Россия. Ты видишь сотни радостных глаз, блеск и звон куполов над храмами, слышишь, как льется песня над просторами. И это тоже - Россия. (Демонстрация слайдов с видами России).
Муз. Руководитель: Прекрасна наша Родина - Россия! В стихах и песнях народ выражает свою любовь к России, воспевает ее величие и красоту. Послушайте песню «Родной край» композитора Гомоновой и подумайте, какого характера песня, какое настроение передано в ней.
Прослушивание песни.
После прослушивания дети отвечают на заданные вопросы.
Вос-ль: Часто говорят, что Россия - страна очень богатая.
-Как вы думаете, что это значит (предположения детей).
-Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, полей, рек, озер, много полезных ископаемых (каких). Но издавна главным богатством считался хлеб.
У русского народа много пословиц про хлеб. Давайте вспомним их. (Дети называют пословицы, с которыми знакомы).
- У кого хлебушко, у того и счастье.
- Без хлеба нет обеда.
- Без хлеба и медом сыт не будешь. (и другие).
Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».
-Как вы понимаете эту пословицу? (рассуждения детей)
- Если нет в доме хлеба, значит, есть нечего, люди голодают. Отсюда и тоска, даже если человек живет не в простом доме, а в тереме. Хлеба край, значит, хлеба много. А если человек не голоден, так ему и под елью хорошо. Потому что отсутствие хлеба страшнее отсутствие дома.
- Слово «хлеб» в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему на хлеб»- то есть, обеспечил доход.
Хлеб на Руси уважали, почитали. Ведь хлеб - всему голова! Он великая ценность, богатство и радость. Если много хлеба, если хлеб хорош- то и жизнь хороша.
Мы не раз говорили о хлебе: о том, как выращивают хлеб, какой это нелегкий труд.
Муз. Руководитель: Давайте вспомним и покажем, как выращивают хлеб.
Обрядовая русская народная игра «Урожайная».
Вос-ль: Много труда нужно вырастить хлеб, и не мало труда приложить, чтобы его испечь. К выпечке хлеба в старину относились очень серьезно. Обычно хлеб в доме пекла самая опытная хозяйка. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье большим уважением. Перед тем как, замешивать тесто, хозяйка произносила молитву.
- А вы знаете, из чего пекут хлеб? (тесто)
- Вы видели когда - нибудь тесто? Например, для блинов или пирогов? (ответы детей).
- Давайте с вами попробуем сами приготовить тесто и испечь хлеб.
- Хозяйка всегда надевала красивый фартук, мыла руки (слова сопровождаются действиями: воспитатель надевает фартук, моет руки).
Дети с воспитателем подходят к столику. Как вы думаете, что нужно, чтобы замесить тесто? (ответы детей). Вы сейчас будете мне помогать, подавать, насыпать все, что нам потребуется.
Вос-ль: Молоко обязательно должно быть теплым. Попробуйте, подойдет это молоко, чтобы замесить тесто. Добавляем в молоко муку и дрожжи.
- Знаете ли вы, зачем добавляют дрожжи? Сахар? Соль? Яйца? (обобщить ответы детей).
Дети помогают воспитателю, подают ингредиенты, вос-ль замешивает тесто.
- Тесто обязательно нужно хорошо вымесить, чтобы хлеб был пышный и вкусный.
Муз. Руководитель: На Руси считалось, для того чтобы тесто подходило лучше, хозяйка должна петь обрядовую песню. Давайте мы с вами будем помогать нашей хозяйке, петь такую песню, и наше тесто обязательно поднимется быстро и будет вкусным и пышным.
Дети с муз. руководителем исполняют русскую обрядовую песню «Тешки - тетешки».
Вос-ль: Ну вот тесто мы замесили, теперь оно должно подойти, т. е. подняться, видите его в кастрюле сколько, а если тесто мы замесили хорошо, оно поднимется почти до краев. Его нужно накрыть чистым полотенцем и поставить в теплое место. Давайте его поставим поближе к печке.
- А пока что тесто подходит, мы с вами поиграем в игру с мячом, будем образовывать родственные слова к слову «хлеб».
Воспитатель задает вопросы и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
- Назови хлеб ласково (Хлебушек.) Крошки хлеба, какие? (Хлебные.) Квас из хлеба как называется? (Хлебный.) Посуда для хлеба. (Хлебница.) Кто выращивает хлеб? (Хлебопек.) Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод.)
Молодцы! Вы хорошо играли.
- А теперь давайте посмотрим, подошло ли наше тесто? (Обратить внимание детей на то, что тесто увеличилось в объеме).
- Теперь его надо обмять, переложить в форму и выпекать (Рассказ воспитателя сопровождается показом).
-Форму с тестом давайте поставим в «печь».
Дети садятся на лавочку рядом с «печкой».
Вос-ль: В старину, на Руси само тесто считалось живым существом. Когда хлеб выпекали в печи, полагалось вести себя тихо и смирно. Не разрешалось в это время делать уборку или уходить из дома. Иногда хлеб капризничал и пригорал. С хлебом связаны различные приметы. Например, считалось, что каждый кусок хлеба, а особенно первый отрезанный от каравая, содержит в себе силу и здоровье. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим, потому что он тогда заберет его силу, здоровье. Люди считали, что хлеб обегает от всяких бед и несчастий. Поэтому его клали в колыбель к маленькому ребенку. Хлеб с солью обязательно брали в дорогу, считалось, что они охраняют человека в пути. Нельзя было выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденные куски. Считалось, что тогда случится неурожай.
- Давайте посмотрим, испекся ли наш хлеб. (Воспитатель достает из «печки» каравай.)
-Посмотрите, какой красивый и ароматный мы с вами испекли хлеб.
-Какой он формы?
Хлеб на Руси всегда выпекали особой круглой формы. Круглый хлеб называют караваем.
- Как называется такой хлеб? (Ответы детей.)
Славится он первым на селе,
Славится он первым на столе.
Ветер его холит, холят его степи.
Он лежит сейчас парной.
Ситный, белый и ржаной.
Выбирай, тебе, какой?
Дорогих гостей и раньше и сейчас встречают хлебом- солью.
Посмотрите на картинку.
- Что вы видите? (Расшитое полотенце, а на нем - хлебный каравай с солонкой.)
- Видели ли вы, как встречают хлебом - солью. Расскажите (Ответы детей)
Если дети не вспомнят, воспитатель напоминает сам.
При встрече гостей каравай обязательно нужно было положить на чистое, расшитое полотенце. В центре каравая ставили солонку с солью. (Показывает) Преподносили хлеб - соль, обязательно с поклоном. Тот, кого встречают хлебом - солью, обязательно должен отломить небольшой кусочек, обмакнуть его в соль и съесть.
-Я предлагаю вам угостить наших гостей и попробовать самим хлеба да соли.
Дети угощают присутствующих караваем и пробуют сами. (С музыкальным сопровождением).
- Хлеб всегда был главным богатством России. Русский человек не мог жить без хлеба. Хлеб-главный продукт, без него в Древней Руси не садились за стол.
Есть такая русская поговорка «Хлеб - всему голова». Давайте ее повторим вместе и запомним.
К хлебу всегда относились с уважением. После еды со стола собирали все крошки и съедали их. Я думаю, что все вы тоже бережно относитесь к хлебу, ведь хлеб- это наше главное богатство.
Муз. руководитель: Мы сегодня много говорили о хлебе. Узнали, что это наше главное богатство. Не даром говорится в пословицах и поется в песне, что «Хлеб - всему голова».
Послушайте песню, которая так и называется. Песня эта является гимном хлебу.
Музыкальный руководитель и воспитатель исполняют песню «Хлеб - всему голова».
.