красноштанова ирина николаевна
Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования организма необходима слаженная работа всех органов чувств;
- закрепить знания о правилах здоровьесберегающего поведения.
- актуализировать в словарном запасе детей качественные прилагательные.
Предметно-развивающая среда: рисунок, изображающий человека, фломастеры, схема «Органы чувств»;
Публикация «Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации „Наши умные помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Опыт № 1: повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан;
Опыт № 2: 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся: апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;
Опыт № 3: 4 прозрачных стакана с водой разного вкусов: сладкая, солёная, кислая и горькая;
Опыт № 4: «волшебный мешочек», в котором лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.
Планируемый результат
Дети должны знать:
- названия пяти основных органов чувств и их назначение;
- правила гигиены по уходу за органами чувств;
- для организма важны все органы чувств.
Дети должны уметь:
- выполнять гимнастику для глаз;
- описывать предмет, называя 3-4 основные свойства;
- самостоятельно использовать элементарные способы обследования с помощью органов чувств.
Предварительная работа:
Беседы из серии «Знакомимся со своим телом», образовательная ситуация «Зачем человеку нос», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.
Психолого - методическое обоснование:
1. Князева О. Мои помощники // Дошкольное воспитание. – М. : МГППИ. - № 3. - 2000. – С. 64.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : Детство-ПРЕСС. - 2006. –
644 с.
Воспитатель вносит в группу изображение человека (на рисунке отсутствуют глаза, уши, нос, рот и кисти рук).Останавливаются около этого изображения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на этого человека? Что с ним не так? Что забыл нарисовать художник?
Дети: Художник забыл нарисовать этому человеку глаза, уши, рот, нос и ладони.
Воспитатель: А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?
Дети: Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать, то есть познавать окружающий мир.
Воспитатель предлагает детям сесть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?
Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.
Воспитатель: Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.
- А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей)
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз.
Упражнение № 1: Упражнение № 2:
Часто-часто поморгай, Зажмурь глаза, до трёх считай,
После глазки закрывай, Затем их шире открывай,
Сосчитай так до пяти И так, считая до пяти,
И сначала всё начни. Ты, не мигая, вдаль гляди.
Упражнение № 3:
Нарисуй круги глазами,
Для начала только вправо,
После – влево раза три,
И расслабься – вдаль гляди!
Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать (возможно прикрепить уже готовые) «человеку» глаза.
Воспитатель: Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни. Но иногда нам совсем не обязательно нужно что- то видеть: мы можем узнавать об окружающих нас предметах и с помощью других органов чувств. Сейчас мы с вами это докажем.
Опыт № 1. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребё нок производит следующие действия: сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.
Воспитатель: С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?
Дети: Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.
Воспитатель: Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей).
Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.
Опыт № 2. Воспитатель достаёт 3 одинаковые коробочки и предлагает по запаху определить, что находится внутри. Коробочки помечаются соответствующими моделями.
В исследовании принимают участие все дети, посовещавшись, они дают один общий ответ.
Дети располагаются вокруг стола.
Воспитатель: Когда мы смотрим на эти коробочки, что мы видим? Обратите внимание на внешний вид коробочек, что вы можете сказать о них?
Дети: Что они одинаковые.
Воспитатель: Как вы думаете, а предметы, которые находятся внутри этих коробочек, одинаковые или нет? Почему вы так решили?
Называются предметы, которые, предположительно, находятся внутри.
Воспитатель: Давайте откроем коробочки и посмотрим, какой же орган был прав : глаза или нос?
После этого опыта на рисунке дорисовывается нос. Дети называют правила ухода за органом обоняния.
Опыт №3. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.
Воспитатель: Что видят наши глаза? (4 стакана с водой).Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха). Чтобы доказать, что в стаканах разная жидкость мы воспользуемся другим органом чувств, каким? Каким органом мы чувствуем вкус?
Как доказать, что вода в стаканах разная?
Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах и прикрепляют соответствующую метку Сл-сладкий, К – кислый, Г – горький и Сол – солёный.
На рисунке с человечком дорисовыется рот (язык).
Физминутка под музыку «У жирафа».
Воспитатель: Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы
ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте
проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Опыт №4. «Волшебный мешочек».
Дети: Мы можем потрогать то, что лежит в мешочке, и попробывать определить, что это такое. Поможет нам в этом орган осязания - кожа.
Каждый ребё нок нащупывает один из предметов в мешочке и описывает его:
Вата – мягкая, лёгкая, тёплая;
Камень – тяжёлый, гладкий, холодный;
Резиновый мячик – упругий, гладкий, круглый;
Клубок ниток – мягкий, тёплый, круглый…
После опыта дети дорисовывают человеку «ладошки».
Воспитатель: Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода,
мыло, мочалка, крем).
Воспитатель: Ну вот, сейчас у нашего человека есть все органы чувств. Давайте их ещё раз назовём.
Дети называют орган и выставляют на мольберт соответствующую модель.
Дети: Глаза – орган зрения.
Уши – орган слуха.
Нос – орган обоняния.
Язык – орган вкуса.
Кожа – орган осязания.
Воспитатель: Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос: Какой орган важнее?
Дети: Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать.
В заключении детям предлагается повторить понравившиеся опыты.