Наталья Матюшина
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Матюшина Наталья Сергеевна,
воспитатель МБДОУ д/с №30 г. о. Кинешма,
г. Кинешма Ивановской области,
год выполнения работы 2023,
название работы:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи: «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Чтение рассказа Ушинского „Дедушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия
Задачи:
Образовательные: учить детей внимательному прослушиванию литературного произведения; учить детей выделять главную мысль рассказа, учить детей быть терпеливыми и заботливыми по отношению к пожилым людям, беречь их.
Развивающие: развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, развивать мышление, внимание, память, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи; развивать умение радовать бабушек и дедушек.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, воспитывать желание прийти на помощь пожилым людям, умение пожалеть, позаботиться о них
Возраст детей 5-6 лет
Обоснование выбора литературного произведения через проблему в воспитании детей, на решение которой направлено занятиеПроизведение К. Д. Ушинского «дедушка» было выбрано мной по той причине, что у детей не сформировано уважительное отношение к пожилым людям, бабушкам и дедушкам, они не проявляют к ним достаточную заботу и терпимость, часто не осознают значения той помощи и заботы, которую могут им оказать.
Вводная часть:
Введение в тему (создание проблемной ситуации): Дети получают посылку, в которой находится книга,
Мотивация деятельности детей:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Давайте с вами возьмемся за руки, и друг другу улыбнёмся и поздороваемся.
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога):
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам в группу посылку, хотели бы вы посмотреть, что там?
Дети: Да.
Открывают посылку, а в ней письмо, портрет Ушинского, игра и книга.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, пишут вам воспитанники детского сада «Солнышко». Недавно мы с воспитателем играли в интересную игру, с помощью которой вспоминали очень интересные и поучительные произведения Ушинского. Как оказалось, мы знали не все эти произведения и тогда, воспитатель прочитал нам их из этой книгу. Нам захотелось, чтобы как можно больше детей о ней узнали, поэтому мы решили послать ее вам. Эта книга откроет вам секреты правильных отношений между людьми и между человеком и природой.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь портрет Ушинского, игра и книга. Портрет поставим вот сюда. Игра называется, назови правильно.
Картинки: Слепая лошадь, Играющие собаки, Умей обождать, Бодливая корова, Чужое яичко, Ласточка, Дедушка, Два козлика.
Вот и выяснили мы с помощью этой игры, что не знакомы с произведением, из которого эта иллюстрация. Давайте найдем его в этой книге и прочитаем?
Игра «Взяли ушки за макушки» :
Взяли ушки за макушки
Потянули… Пощипали…
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать:
Пальцами скорей размять…
Вверх по ушкам проведём
И к макушкам вновь придём.
Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к ней на телевизоре.
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
Воспитатель: Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?
Одряхлеть - состариться
Тятенька – отец.
Невестка- жена сына.
Воспитатель:
Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение
- Я почувствовала (жалость, стыд, грусть)
Назовите главных героев (Ответы детей: дед, внук, невестка и ее муж)
-Какая тема объединяет героев произведения? (друзья, семья, гости)
-Что такое семья?
Какую семью называют дружной?
-Как вы думаете, наши герои являются семьей? Можно ли назвать ее благополучной, хорошей, дружной? А почему?
- Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?
-А ваша семья какая?
-Как чувствует себя человек в благополучной семье?
- Ребята, вернёмся к нашему произведению:
1. Как относились муж и жена к старому человеку? (плохо, обидно, неуважительно, с презрением)
2. За что они обижали дедушку?
3. Они исправили свою ошибку?
4. А кто им в этом помог? Как? Зачем мальчик делал коробочку? (Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)
5. Как можно назвать поступок внука? (поучительный, умный).
6. Чему Миша научил родителей? (Сынишка преподнёс им урок, как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).
7. Как после этой истории стали относиться к дедушке? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)
Итак, чему же учит это произведение?
Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их, проявлять заботу и внимание к ним.
А теперь немножко отдохнем.
Речь с движением «Дед»
ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ- ЭТО ДЕД, руки прислонить ладонями к груди
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ руки в стороны, затем опять к груди
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ ходьба на месте, «закидывание» удочки
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ: изображают скольжение на коньках
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ, изображают копание, побелку
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ: обе руки вперёд, большой палец вверх
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!
Воспитатель: К сожалению. Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям. Давайте вместе проговорим, как мы можем помочь старым людям.
Предлагается детям закончить предложение:
1) Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить…
2) Когда я еду в автобусе и входит пожилой человек…
3) Если я увижу пожилую женщину, которой тяжело нести сумку…
4) Когда я вижу, что у пожилого человека что-то упало: ключи, платок…
5) Когда я увижу, что мои бабушка или дедушка загрустили, я …
Ребята, а у вас есть бабушки и дедушки? Вы их любите? Заботитесь, помогаете им?
Чтобы ДЕДУШКА и бабушка чувствовали нашу заботу, им каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
-Дедушка, какой? (старый, седой, любимый, пожилой, сильный, добрый, родной, дорогой, ласковый, заботливый, хороший, трудолюбивый, умный, веселый)
Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, я вырезала для вас сердца? (из карманчика достаю бумажные сердечки)
А как вы думаете, кому мы подарим эти сердечки? (бабушкам и дедушкам) Давайте нарисуем на этих сердцах улыбку, хорошее настроение. Можете нашептать на это сердечко, самые ласковые и добрые слова, которые вы говорите своим бабушкам и дедушкам.
(Дети рисуют улыбки, говорят шепотом добрые, ласковые слова для своих бабушек и дедушек).
Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии? Чему нас учит это произведение? Да, а познакомились мы с ним с помощью этой книги. Давайте, теперь мы отдадим её ребятам средней группы.