Марина Менщикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Тема: «Чтение рассказа Н. Носова «На горке».
Цель: знакомство детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».
Задачи:
обобщить знания детей о зиме и зимних забавах;
обогатить и уточнить представления детей о жизни и творчестве Н. Носова;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Чтение рассказа Н, Носова „На горке“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
способствовать формированию умения понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;
обогащать словарный запас детей;
развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
формировать навыки сотрудничества при работе в команде;
воспитывать бережное отношение к труду людей;
воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Материалы и оборудование: книги с произведениями о зиме; портрет Н. Носова; снежинки трех видов по количеству детей; три таких же снежинки большего размера; три конверта с сюжетными картинками – пазлами; иллюстрации к рассказу Н. Носова «На горке» для составления плана.
Ход НОД
I. Вводная часть
Настрой на работу. Введение в тему.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
– Посмотрите на выставку книг.
– Что вы можете сказать об этой выставке?
– На какую тему подобраны книги?
– Верно, все эти книги о зиме?
– Как вы догадались, что эти книги о зиме? (По иллюстрациям на обложках)
Эта зимушка – зима
Снова в гости к нам пришла,
Запорошила все дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– Ребята, назовите признаки зимы.
Дети называют признаки зимы:
– На улице холодно.
– Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
– Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
– Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
– Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние, поменяли окрас. Некоторые звери впали в спячку.
– Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
– Зима холодное время года, но многие взрослые и дети любят зиму.
– Любят зиму ребятишки?
– Да!
– И девчонки, и мальчишки?
– Да!
– А вот за что люди любят зиму, мы узнаем, собрав картинки, которые находятся в этих конвертах.
– Сейчас вы разделитесь на три команды.
– Делиться будем с помощью жетонов – снежинок. Каждый из вас берет снежинку, находит точно такую же на столе. Вы разделились на команды. Я даю каждой команде конверт, на котором изображена точно такая же снежинка, которая лежит на вашем столе. В конвертах рассыпанные картинки. Сложите их.
– Расскажите, что изображено на ваших картинках. (Представители команд по очереди рассказывают о сюжете своей картинки)
– Катание на лыжах, лепка снеговика, игра в снежки, что это, как это можно назвать? (Зимние забавы)
Физкультурная минутка «Зимние забавы»
Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны
Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой
Снег на улице идёт, Махи руками вверх – вниз
Дворник улицу метёт, Имитируют
Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд
Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах, Имитируют
И играем все в снежки Лепят и бросают снежки
– А что еще можно делать зимой? Какие зимние забавы вы еще знаете?
– О зимних забавах детей написано много стихотворений, рассказов, сказок.
– Сегодня я хочу познакомить вас с художественным произведением Николая Носова, которое называется «На горке» (показ портрета).
II. Основная часть
Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа
– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.
– Что это рассказ, сказка или стихотворение?
– Почему вы так решили?
– Вам понравился этот рассказ?
– Какое время года описывается в рассказе?
– Какое занятие придумали для себя дети?
– Скажите, как трудились дети, чтобы построить горку? (Целый день сгребали лопатами снег, сваливали его под стенку сарая в кучу, поливали водой).
– Что такое сарай? (Сарай – это помещение для хранения чего-либо или жилище для домашних животных (показ картинки).
– Что делал Котька Чижов, когда ребята строили горку? (Дома сидел, в окно смотрел, а когда ребята звали, он разводил руками и мотал головой, как будто ему нельзя).
– Как Котька испортил горку? (Посыпал горку песком).
– Где Котька взял зимой песок? (Песок он взял в дворницкой).
– Что такое дворницкая? От какого слова оно произошло? (Произошло от слова дворник. Дворницкая – это помещение, где дворник хранит свои инструменты: лопату, метлу, грабли, ящик с песком и многое другое).
– Для чего Котька посыпал горку песком? Неужели он решил специально испортить ребятам горку? Или по какой-то другой причине? (Котька испортил горку не специально. Горка была скользкая и он посыпал её песком, чтобы легче было взбираться).
– Правы ли были ребята, когда возмутились поступком Котьки? (Да, они ведь целый день трудились, устали, а Котька за обед всё испортил).
– Обманул ли ребят Котька, свалив вину на другого. (Нет, он по-честному сознался и объяснил почему он это сделал).
– Какое чувство испытывал Котька в ответ на возмущение ребят? (Стыд, раскаяние, желание исправить ошибку, грусть).
– Как он исправил свою ошибку? (Стал посыпать горку снегом, трудиться вместе с ребятами).
– Понравилось ли Котьке работать и почему вы так решили? (Понравилось, он даже сбоку горки лопатой ступеньки проделал, чтобы другие не испортили горку как он песком, и чтобы легче было взбираться).
– Объясните, как вы понимаете пословицу «Любишь кататься – люби и саночки возить»? (Если ты хочешь что-то получить, надо обязательно потрудиться).
– Почему же автор назвал свой рассказ «На горке»?
– Какое другое название можно дать рассказу?
Динамическая пауза «Зимняя прогулка»
Раз, два, раз, два –
Начинается игра. Хлопают в ладоши
Разгребаем снег лопатой
Строим горку во дворе. Имитируют движения
Белой и пушистой ватой
Двор украшен в декабре. Махи руками вверх – вниз
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра. Ритмично топают
Составление плана рассказа
– Из скольких частей состоит каждый рассказ?
– Какие это части?
– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
– Вспомните, как начинается рассказ Николая Носова «На горке», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация ей соответствует?
– Чем закончилась история про строительство горки? Какое название можно дать третьей части рассказа?
– Как по-другому мог бы закончится этот рассказ? Придумайте дома свою историю и нарисуйте к ней рисунок.
III. Заключительная часть
– С каким рассказом сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа?
– Кто такой автор? Как вы понимаете значение этого слова?
– Автор – это человек, который что-то придумал, сочинил, разработал. В данном случае автор придумал, сочинил и записал рассказ. По-другому его можно назвать писателем.
– С какими рассказами Н. Носова мы уже знакомились?
– О ком автор чаще всего писал в своих рассказах?
– Для кого писал Николай Носов?
– Сам Николай Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии детского писателя. Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей – дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем.
– Чему учат нас рассказы Николая Носова?
Рефлексия.
– Каким сегодня было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?