Анастасия Удалая
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Цветик-Семицветик» (путешествие по сказкам)
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
- приобщать детей к художественной литературе;
- активизировать словарь, речь, её эмоциональность;
- учить подбирать слова антонимы и с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать речемыслительную деятельность, внимание, умение обосновывать свои суждения, выслушивать ответы друг друга до конца;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство дружбы, единства.
Оборудование:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Цветик-Семицветик“ (путешествие по сказкам)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Сундук, цветик - семицветик, ручеёк, картинки из сказок «Зимовье зверей», «Кот в сапогах», картинки из сказок с изображением «волшебных предметов», портреты писателей, книга со сказками.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, какое прекрасное зимнее утро. Сегодня я шла в детский сад и на крыльце увидела письмо. Давайте вместе его прочитаем.
«Дорогие ребята, я – домовенок Кузя. Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам, а днём мне так нравится слушать ваши песни и добрые сказки. Вот я и решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне в моём волшебном сундуке. Открыть сундук поможет волшебный цветик - семицветик. Вот так задал нам загадку Кузя. Сундук стоит, а на нем замок висит. А замок-то и,правда, непростой - это же серединка цветочка. Скажите мне, ребята, а какая есть сказка, где рассказывается про волшебный цветок? А почему её так назвали? Тогда отправляемся с вами в наше путешествие по сказкам!
И чтобы получить первый листочек цветка, я загадаю вам загадки:
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала… Какая девочка в цветке спала? (Дюймовочка, Г. Х. Андерсен)
2. Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ наш пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке, А. С. Пушкин)
3. Ах, Петя – простота:
Сплоховал немножко,
Не послушался кота -
Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок, рус. нар. сказка)
Молодцы, ребята, справились с загадками. И за это мы получаем первый лепесток. Посмотрите, ребята, какой у нас образовался ручеёк. Но чтобы нам через него перейти, нам нужно сказать слова наоборот.
Игра «Скажи наоборот»
толстый – тонкий
горячо – холодно
пустой – полный
сильный – слабый
грустно – весело
бежать – стоять
жара – мороз
легко – тяжело
чистота – грязь
больной – здоровый
огонь – вода
Вручается лепесток.
А сейчас вы разделитесь, в две команды становитесь. Будем сказки вспоминать, будем в сказки мы играть. (Раскладывание картинок из сказок в правильной последовательности - «Зимовье зверей» и «Кот в сапогах»). Ребята, вам надо разложить последовательность появления героев. За это мы получаем следующий лепесточек.
Следующее наше задание называется «Назови ласково».
Я буду произносит часть фразы, а вы ее закончите, добавляя ласковое слово:
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Ведро синее, а ведерко (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Вот и ещё один лепесток мы заработали.
В сказках, по-моему, нет бесполезных вещей. Все кому-то служат, помогают. Вплоть до того, что советы дают. Чтобы получить ещё один лепесток, нам необходимо назвать волшебные вещи, которые встречаются в сказках. (с показом картинок – слайды)
ступа, метла (помело,палочка-выручалочка, волшебное зеркальце, волшебная лампа, избушка на курьих ножках, русская печка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковёр –самолет.
А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывки из произведений, а вам надо отгадать название этого произведения, назвать и показать автора. (на доске висят портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Носова, А. Н. Толстого и К. И. Чуковского).
1. А Котька Чижов из шестой квартиры - хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке. («На горке» Н. Н. Носов)
2.
И они побежали лесочком, –
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди, поищи! (Федорино горе» К. И. Чуковский)
Молодцы, ребята, непростое было задание! Вот вам за это ещё один лепесток.
Послушайте последнее задание. Взгляните, на столе разложены картинки героев из сказок. Вы сейчас возьмёте по одной картинке на выбор. Посмотрите внимательно на своих героев, найдите свою пару и возьмитесь за руки. Давайте теперь перечислим героев и назовём, из какой они сказки. (Вручается последний лепесток)
Вот, ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились и собрали весь цветик -семицветик. И теперь наш волшебный сундучок должен открыться,а в сундучке у нас ни серебро,ни злато (Вручается подарок всей группе- книга со сказками).