Татьяна Макеева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей с ТНР 5–6 лет «Письмо Джамбо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №162»
Конспект
образовательной деятельности.
Образовательная область
«Речевое развитие».
Тема: «Письмо Джамбо»
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет №10
Подготовила: учитель-логопед
группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет №10
МДОАУ №162 г. Оренбурга
Макеева Т. П.
г. Оренбург
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей с ТНР 5–6 лет „Письмо Джамбо“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Выявить объём представлений детей о зимнем периоде времени, умении выражать мысль краткой пояснительной речью.
- Вызвать у детей желание ответить на вопросы Джамбо.
- Использование приёма «ситуации письменной речи» : написание письма мальчику Джамбо.
Тема: «Письмо Джамбо».
Цель: Выявить объём представлений детей о зимнем периоде времени.
Задачи:
Коррекционные:
1. совершенствовать умение употреблять сохранные звуки в словах и фразах;
2. совершенствовать умение употреблять поставленные звуки в словах и фразах.
Образовательные :
1. упражнять в умении выражать мысль краткой пояснительной речью;
2. вызвать у детей желание ответить на вопросы Джамбо;
3. формировать у детей лексико-грамматические средства языка;
4. учить детей произносить слова разной слоговой сложности;
5. обучать детей диалогической и монологической речи;
6. совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
7. учить детей свободно пользоваться приобретёнными знаниями и навыками в самостоятельной речи;
8. расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;
9. формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать учителя-логопеда и выполнять его инструкции);
10. учить использовать вербальные и невербальные средства общения.
Развивающие :
1. продолжать у детей развитие словообразовательной функции речи;
2. развивать связную речь;
3. развивать умение логически мыслить, проявлять творческую инициативу;
4. развивать грамматический строй речи;
5. развивать общеречевые навыки и общую моторику;
7. развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью;
8. развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
1. привлекать детей к совместному выполнению заданий, воспитывать чувство взаимопомощи;
2. воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей;
3. воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда, труда своих сверстников и труда взрослых;
4. прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции учителя-логопеда, реагировать на задания занятия.
Расширять и активизировать словарный запас: зима, дикие животные, лес, письмо, почта, конверт, друг, друзья, Африка, деревья, праздники, Новый год, лыжи, коньки, снег, снежки, дед Мороз, Снегурочка, зимующие птицы, кормушка, корм, весёлое, декабрь, январь, февраль, весна, снежинки и т. д.
Приёмы руководства деятельностью детей в ОД :
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей : письмо от мальчика Джамбо.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приёмы организации практической деятельности детей : показ письма и фотографий детей, совместное написание письма-ответа в технике «письменной речи», комментирование, продуктивная деятельность (рисунки детей зимы).
4. Приёмы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении, чередование видов детской деятельности.
5. Приё мы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: изорванные «письма от «Джамбо» и ребят, компьютер, принтер, белая бумага формата А4, простые и цветные карандаши, белые салфетки, клей-карандаш, конверт, цветная бумага.
Виды детской деятельности в ОД :
Игровая.
Речевая.
Социально-коммуникативная.
Познавательная.
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к времени года зима, к природным зимним явлениям, к дикой природе;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса по теме «Зима».
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребёнок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие - Чтение письма от мальчика Джамбо.
- Написание письма-ответа в технике «письменной речи». Развивать интерес к изучаемой теме.
Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Социально-коммуникативное развитие - Практические действия помощь в написании письма в технике «письменной речи».
- Беседа о времени года «Зима», составление письма-ответа в технике «письменной речи». Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять усвоенные на занятиях знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Воспитывать бережное отношение к результатам труда и к природе.
Художественно-эстетическое развитие - Зимняя музыка.
- Изготовление рисунков о времени года «Зима».
- Рассматривание картин по теме «Зима».
- Формировать у детей эстетический вкус. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при написании письма-ответа.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции учителя-логопеда, реагировать на произведения-рисунки, созданные своими руками.
Физическое развитие Физминутка-приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Что зима нам принесла?». Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Совершенствовать общую моторику.
Речевое развитие Развитие монологической и диалогической речи в технике «ситуация письменной речи». Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Развивать монологическую и диалогическую речь в технике «ситуация письменной речи»
План НОД
1. Вводная часть:
Зимняя артикуляционная гимнастика.
Физминутка-приветствие «Здравствуйте, ладошки!».
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Написание письма-ответа в технике «ситуация письменной речи».
Пальчиковая гимнастика «Что зима нам принесла?».
Комментирование.
Изготовление рисунков о времени года «Зима».
3. Заключительная часть:
Чтение письма-ответа.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 5 мин
10 мин
5 мин
20 мин
Ход образовательной деятельности
Части ОД Содержание Области
Вводная часть. Зимняя артикуляционная гимнастика.
Физминутка-приветствие «Здравствуйте, ладошки!».
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей Определение цели. Здравствуйте, ребята! Давайте подготовим наши ротики к разговору и сделаем зимнюю артикуляционную гимнастику:
- «Горка»;
- «Снеговички»;
- «Тройка деда Мороза»;
- «Блинчики»;
- «Чашечка»;
- «Вкусное варенье».
А теперь поприветствуем друг друга.
Здравствуйте, ладошки, Хлопать
Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки, Топать
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки, Похлопать по щёчкам
Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щёчки,
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки, Дотрагиваться
Чмок, чмок, чмок! пальчиками до губ
Здравствуйте, зубки, Показывают зубки
Щёлк, щёлк, щёлк! Открывать и закрывать ротик
Здравствуй, мой носик, Дотрагиваться до
Пип, пип, пип! пальчиками до носика
Здравствуйте, ребятки, Здороваются
Всем привет! улыбаются
- Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне этот конверт. Кому же он и от кого? На конверте адрес нашего детского сада и нашей группы! А что в конверте? (Вынимаю письмо и зачитываю его).
«Здравствуйте ребята!
Пишу вам из далекой Африки. Я мальчик. Меня зовут Джамбо.
Дети, к нам приехал мальчик из далёкой России и очень удивлялся, куда делась зима. Там, где мы с ребятами живём, не бывает зимы. Расскажите нам о зиме. Мы будем очень рады вашему письму. Вот те вопросы, на которые мы хотели бы получить ответы:
№ 1 - Что такое зима?
№ 2 - С какого месяца начинается зима и сколько месяцев продолжается?
№ 3 - Как живут звери зимой в лесу? Где они живут?
№ 4 - Какие птицы улетают к нам на юг, а какие остаются зимовать? Как вы помогаете тем, кто остаётся зимовать у вас в России?
№ 5 - А как люди готовятся к зиме? Как одеваются, что делают?
№ 6 - Как вы играете зимой?
№ 7 - Какие праздники бывают зимой?
№ 8 - Какое время года наступает после зимы?
Уважаемая Татьяна Петровна! Обращаюсь к вам с просьбой, прочитайте, пожалуйста, эти вопросы ребятам и помогите им написать письмо - ответы на наши вопросы. Мы будем очень ждать ваше письмо! Приезжайте к нам в гости!
Ваш верный друг Джамбо!»
Давайте напишем письмо-ответ. Садитесь поудобнее на коврик, начинаем писать ответ. Для этого возьмём компьютер. Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
2. Основная часть.
Написание письма-ответа детьми в технике «ситуации письменной речи».
Рисование картин детьми на тему «Зима» под зимнюю музыку.
Прочтение письма-ответа. Учитель-логопед берёт компьютер, и дети отвечают на вопросы мальчика Джамбо.
Предлагаю послушать зимнюю музыку и нарисовать зимние картины. Но перед зарисовками сделаем пальчиковую гимнастику «Что зима нам принесла?».
Что зима нам принесла? (Удивляться)
Много снега, (Загибать пальчики по одному)
Много льда,
Много маленьких снежинок,
Много тонких звонких льдинок,
Много санок и коньков
И на ёлке огоньков,
Много масок и хлопушек
И под ёлкою игрушек.
Пока дети рисуют картины по теме «Зима» под зимнюю музыку, учитель-логопед формирует письмо-ответ. Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
3. Заключительная часть.
Зачитывание письма-ответа детей.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД. Зачитываю письмо-ответ детей.
А сейчас скажите, что вам понравилось? Кто, на ваш взгляд, лучше всех помогал писать письмо-ответ? Ребятки попрощайтесь с гостями. Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Длительность НОД: 20 минут.
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
2. Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. Артикуляционные сказки для детей 3-7 лет. — М., ТЦ Сфера, 2021.
3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. Часть – 2. – Учебное издание ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2013.