Получи документы

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (10 фото)

Елена Самсонова
Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных для нашего современного общества, в том числе и на

Темочки:

ступени дошкольного образования.

Обязательное решение задач развития коммуникативных компетентностей личности ребёнка определено на государственном уровне в ФГОС ДО.

Согласно ФГОС дошкольного образования «речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста является развитие речи. При помощи речевого общения ребенок выражает чувства, делится своими переживаниями, взаимодействует с окружающими людьми, получает необходимые знания из словесного объяснения взрослого.

В высказываниях современных детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как:

- отсутствие какой-либо последовательности при изложении своих мыслей,

- использование преимущественно коротких фраз, отсутствие полных, развёрнутых ответов;

- грамматический строй в предложениях нарушен.

К чему может привести отсутствие работы по исправлению этих нарушений речи?

Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно с уверенностью сказать, что эти нарушения будут препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации. Ребенок, имеющий нарушения в развитии речи, будет чувствовать себя неуверенным в себе и своих возможностях, будет испытывать сложности в общении со сверстниками. Крайне важно для ребенка старшего дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, понятно для окружающих.

На основе исследований и анализа педагогических технологий можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования :

технологии развивающего обучения,

технологии проблемного обучения,

• игровые технологии,

• ЛЕГО- технологии,

• компьютерные технологии,

• альтернативные технологии

Современному педагогу необходимо уметь не только свободно

ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и

эффективно их внедрять в образовательный процесс.

Игровые педагогические технологии.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра

развивается, находясь под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу. Речь помогает ребёнку проявить своё отношение к происходящему в игре, свои чувства, мысли, переживания к выполняемым действиям.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные.

Творческие игры по своему виду в свою очередь делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.

Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание известных сказок и рассказов. В текстах сказок, рассказов применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр у ребёнка улучшается диалогическая речь, грамматический строй речи. Проживание ребёнком в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле, а это способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления на словах.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

В режиссерской игре, которую ребёнок придумывает сам, отражаются факты и события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, которые он приобрёл из различных источников. Выполняя игровое действие, ребёнок, стремится передать свой опыт сверстникам. А это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игр.

Фото №1 Консультации для педагогов и воспитателей Консультация для педагогов Использование традиционных технологий в

Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в

обучении. Они имеют широкий спектр использования : как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Во время занятий ведущую роль выполняет воспитатель. Педагог создаёт игровую ситуацию. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется в том случае, если дети проявляют интерес к игре, соблюдают правила.

Фото №2 Образовательные технологии в ДОУ образовательной деятельности по речевому Фото №3 Материалы для педагогов Развитие речи

Вовлекая детей в дидактические игры, решается целый ряд задач:

- закрепляется умение сравнивать;

- развивается умение классифицировать;

- развивается связная речь;

- пополняются активный и пассивный словарь;

- способствуют умению правильно выражать свои мысли.

- формируется умение обобщать.

Задачи многих дидактических игр составлены таким образом, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о различных предметах, окружающей среде.

Фото №4 Консультации для педагогов Развитие речи

Словесные игры учат детей различным способам сравнения объектов. В процессе словесных игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство.

Игровая технология Н. А. Песняевой способствует «выращиванию»

детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с

вопросом. Хорошо способствуют развитию коммуникативных компетенций создание проблемных ситуаций. Создавая игровые проблемные ситуации, педагогу необходимо знать основной принцип: дать детям возможность самостоятельно подумать и выдвинуть собственные предложения по разрешению данной проблемной ситуации. Важно прислушиваться к детским вопросам, чтобы у детей не пропало желание их задавать, проявлять свою речевую активность, творчество.

Фото №5 Речевое развитие детей Темочки ступени дошкольного образования

LEGO-технологии, которые больше всего ориентированы на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми помощниками в речевом развитии дошкольников. В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе гораздо легче отрабатываются грамматические конструкции. Например, при пересказе очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ интересен тем, что он будет осуществляться глядя на объемное изображение декораций из конструктора, а это помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и последовательным.

С помощью данного конструктора дети могут придумать свои уникальные истории, пересказывать литературные произведения, составлять интересные рассказы. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, сочинительством, построением диалога становится более эффективной.

Фото №6 Обязательное решение задач развития коммуникативных компетентностей личности ребёнка определено на государственном уровне в ФГОС ДО

Технология проблемного обучения основывается на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников. В результате решения обозначенной проблемы происходит речевое развитие. Благодаря технологии проблемного обучения, где

педагог выступает организатором совместной образовательной

деятельности. Грамотный педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что является актуальным в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Игра «Что нам делать?»

Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток,

Воспитатель называет слова, предлагает детям произносить их вместе и

слушать звуки. Например, если в словах слышится звук Ш, нужно потопать, если звук Ж- похлопать в ладоши.

Слова для игры: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк.

Дети должны задать вопрос: «Что нам делать, если ни одного звука

предложенного в этом слове нет?»

Мнемотехника - система методов и приемов, которые обеспечивают

эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике

информация переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Дидактическим материалом служат:

- Мнемоквадраты -изображения,

которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или

простое предложение.

- Мнемодорожки состоят из 3–4 символов, по которым можно составить

небольшой рассказ из нескольких предложений.

- Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в

том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести

целый рассказ, стихотворение, песню.

Используя эту технологию, педагогу важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

Технология Синквейн происходит от французского слова - «пять».

Синквейн представляет собой творческую работу, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Эта технология возникла в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии.

Существуют два основных правила составления синквейнов:

1. Строгое подсчитывание слогов в каждой из пяти

строк.

2. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:

Первая строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно

существительное или местоимение, обозначающее явление или

предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия,

описывающие свойства и признаки этого явления или предмета.

Третья строка – состоит из трёх глаголов или деепричастий, которые описывают характерные действия явления или предмета.

Четвертая строка -фраза из четырёх слов, в которой автор выражает своё

отношение, мнение описываемому предмету или явлению.

Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне.

При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего

своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-

действия, умение составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей :

– Мыслительные способности (ребёнок учится находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);

Речевые способности (развитие связной речи, как составление рассказа

из опыта, развитие активного словаря);

–Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения,

впечатления и переживания).

Фото №7 Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие включает в себя следующие задачи владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря Фото №8 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи

Компьютерные технологии.

Информационные технологии в педагогике обучения – все те технологии, которые позволяют использовать специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).

В России стало необходимым становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно -образовательное пространство.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Альтернативные технологии.

Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной (цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса). С этой точки зрения любая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных

концептуальных оснований педагогического процесса (социально-

философских, психологических, общепринятых организационных,

содержательных и методических принципов, и замены их другими,

альтернативными.

Технология ТРИЗ.

Девиз тризовцев: «Можно говорить все!»

Данную работу рекомендуется в два этапа:

1. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и

явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение

видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

2. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и

качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

3. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

Фото №9 При помощи речевого общения ребенок выражает чувства делится своими переживаниями взаимодействует с окружающими людьми получает необходимые знания из словесного объяснения взрослого

4. Учить детей находить выход из любой сложной ситуации.

Применение всех этих технологий при решении образовательных задач позволит развить коммуникативные компетентности, овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и

монологическую речь, развить речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух,

познакомит с книжной культурой, детской литературой, научит понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, сформирует звуковую аналитико-синтетической активность, что создаст положительные как

предпосылки обучения грамоте.

Спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 05:46
+168Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Самсонова (УИ 258884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД