Елена Самсонова
Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных для нашего современного общества, в том числе и на
ступени дошкольного образования.
Обязательное решение задач развития коммуникативных компетентностей личности ребёнка определено на государственном уровне в ФГОС ДО.
Публикация «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Согласно ФГОС дошкольного образования «речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста является развитие речи. При помощи речевого общения ребенок выражает чувства, делится своими переживаниями, взаимодействует с окружающими людьми, получает необходимые знания из словесного объяснения взрослого.
В высказываниях современных детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как:
- отсутствие какой-либо последовательности при изложении своих мыслей,
- использование преимущественно коротких фраз, отсутствие полных, развёрнутых ответов;
- грамматический строй в предложениях нарушен.
К чему может привести отсутствие работы по исправлению этих нарушений речи?
Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно с уверенностью сказать, что эти нарушения будут препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации. Ребенок, имеющий нарушения в развитии речи, будет чувствовать себя неуверенным в себе и своих возможностях, будет испытывать сложности в общении со сверстниками. Крайне важно для ребенка старшего дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, понятно для окружающих.
На основе исследований и анализа педагогических технологий можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования :
• технологии развивающего обучения,
• технологии проблемного обучения,
• игровые технологии,
• ЛЕГО- технологии,
• компьютерные технологии,
• альтернативные технологии
Современному педагогу необходимо уметь не только свободно
ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и
эффективно их внедрять в образовательный процесс.
Игровые педагогические технологии.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной
стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра
развивается, находясь под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу. Речь помогает ребёнку проявить своё отношение к происходящему в игре, свои чувства, мысли, переживания к выполняемым действиям.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные.
Творческие игры по своему виду в свою очередь делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.
Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание известных сказок и рассказов. В текстах сказок, рассказов применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр у ребёнка улучшается диалогическая речь, грамматический строй речи. Проживание ребёнком в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле, а это способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления на словах.
В режиссерской игре, которую ребёнок придумывает сам, отражаются факты и события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, которые он приобрёл из различных источников. Выполняя игровое действие, ребёнок, стремится передать свой опыт сверстникам. А это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игр.
Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в
обучении. Они имеют широкий спектр использования : как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Во время занятий ведущую роль выполняет воспитатель. Педагог создаёт игровую ситуацию. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется в том случае, если дети проявляют интерес к игре, соблюдают правила.
Вовлекая детей в дидактические игры, решается целый ряд задач:
- закрепляется умение сравнивать;
- развивается умение классифицировать;
- развивается связная речь;
- пополняются активный и пассивный словарь;
- способствуют умению правильно выражать свои мысли.
- формируется умение обобщать.
Задачи многих дидактических игр составлены таким образом, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о различных предметах, окружающей среде.
Словесные игры учат детей различным способам сравнения объектов. В процессе словесных игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство.
Игровая технология Н. А. Песняевой способствует «выращиванию»
детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с
вопросом. Хорошо способствуют развитию коммуникативных компетенций создание проблемных ситуаций. Создавая игровые проблемные ситуации, педагогу необходимо знать основной принцип: дать детям возможность самостоятельно подумать и выдвинуть собственные предложения по разрешению данной проблемной ситуации. Важно прислушиваться к детским вопросам, чтобы у детей не пропало желание их задавать, проявлять свою речевую активность, творчество.
LEGO-технологии, которые больше всего ориентированы на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми помощниками в речевом развитии дошкольников. В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе гораздо легче отрабатываются грамматические конструкции. Например, при пересказе очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ интересен тем, что он будет осуществляться глядя на объемное изображение декораций из конструктора, а это помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и последовательным.
С помощью данного конструктора дети могут придумать свои уникальные истории, пересказывать литературные произведения, составлять интересные рассказы. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, сочинительством, построением диалога становится более эффективной.
Технология проблемного обучения основывается на теоретических
положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников. В результате решения обозначенной проблемы происходит речевое развитие. Благодаря технологии проблемного обучения, где
педагог выступает организатором совместной образовательной
деятельности. Грамотный педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что является актуальным в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.
Игра «Что нам делать?»
Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток,
Воспитатель называет слова, предлагает детям произносить их вместе и
слушать звуки. Например, если в словах слышится звук Ш, нужно потопать, если звук Ж- похлопать в ладоши.
Слова для игры: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк.
Дети должны задать вопрос: «Что нам делать, если ни одного звука
предложенного в этом слове нет?»
Мнемотехника - система методов и приемов, которые обеспечивают
эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике
информация переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
Дидактическим материалом служат:
- Мнемоквадраты -изображения,
которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или
простое предложение.
- Мнемодорожки состоят из 3–4 символов, по которым можно составить
небольшой рассказ из нескольких предложений.
- Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в
том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести
целый рассказ, стихотворение, песню.
Используя эту технологию, педагогу важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
Технология Синквейн происходит от французского слова - «пять».
Синквейн представляет собой творческую работу, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Эта технология возникла в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии.
Существуют два основных правила составления синквейнов:
1. Строгое подсчитывание слогов в каждой из пяти
строк.
2. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:
Первая строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение, обозначающее явление или
предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия,
описывающие свойства и признаки этого явления или предмета.
Третья строка – состоит из трёх глаголов или деепричастий, которые описывают характерные действия явления или предмета.
Четвертая строка -фраза из четырёх слов, в которой автор выражает своё
отношение, мнение описываемому предмету или явлению.
Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне.
При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего
своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-
действия, умение составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей :
– Мыслительные способности (ребёнок учится находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);
– Речевые способности (развитие связной речи, как составление рассказа
из опыта, развитие активного словаря);
–Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения,
впечатления и переживания).
Компьютерные технологии.
Информационные технологии в педагогике обучения – все те технологии, которые позволяют использовать специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).
В России стало необходимым становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно -образовательное пространство.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Альтернативные технологии.
Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной (цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса). С этой точки зрения любая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных
концептуальных оснований педагогического процесса (социально-
философских, психологических, общепринятых организационных,
содержательных и методических принципов, и замены их другими,
альтернативными.
Технология ТРИЗ.
Девиз тризовцев: «Можно говорить все!»
Данную работу рекомендуется в два этапа:
1. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и
явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение
видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
2. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и
качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
3. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.
4. Учить детей находить выход из любой сложной ситуации.
Применение всех этих технологий при решении образовательных задач позволит развить коммуникативные компетентности, овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь, развить речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух,
познакомит с книжной культурой, детской литературой, научит понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, сформирует звуковую аналитико-синтетической активность, что создаст положительные как
предпосылки обучения грамоте.
Спасибо за внимание и поддержку!