елена панасенко
Конспект НОД в старшей группе «Комнатные растения — посадка черенков бегонии и традесканции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию и трудовому воспитанию
«Комнатные растения (посадка черенков бегонии и традесканции)»
Составила : воспитатель ПАНАСЕНКО Е. Н.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Комнатные растения — посадка черенков бегонии и традесканции“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
Учить сажать черенки комнатных цветов.
Закреплять названия комнатных цветов и знания о строении комнатных растений, об уходе за ними, о вегетативном размножении.
Развивать желание участия в совместной трудовой деятельности.
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним, желание ухаживать и заботиться о них.
Обогатить словарный запас детей (почва, лунка, укоренение, размножение, минеральное удобрение).
Предварительная работа:
беседа на тему: «Комнатные растения», подготовка посадочного материала, обрезка бегонии и традесканции на черенки, ведение дневника наблюдений, уход за комнатными растениями (рыхление, полив, протирание пыли с листьев, наблюдение за развитием репчатого лука, чтение стихов о комнатных цветах и заучивание наизусть, проведение подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, дидактических игр «Найди части растения», «Что растениям нужно для роста?».
Материал и оборудование :
карточки с изображением частей растения, карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений, горшки с почвой, палочки, клеенки, черенки бегонии и традесканции, лейки с водой, фартуки, дневник наблюдений, музыка А. Вивальди «La pioggia», Ф. Гайдн «Serenade».
Ход занятия
В группе оформлена выставка комнатных растений на столе. Звучит музыка. Входят дети, осматривают выставку.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся.
Ребята, отгадайте загадку: «Ног нет, а двигается, носа нет, а дышит, рта нет, а пьет и ест?» (растение). Правильно. Посмотрите, на столе стоят комнатные растения. Кто знает их названия? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, откуда появились комнатные цветы? Вот послушайте: Родина многих комнатных растений – это жаркие страны, не знающие зимы.
Алое (столетник) - целебное растение из Южной Африки.
Бальзамин родом из Восточной Африки, он не боится солнца и цветет с весны до осени.
Традесканция - растение тропических болот Америки, требует много влаги и может расти даже в банке с водой.
Бегония - «всегда цветущая» из Бразилии, цветет на окне круглый год.
Герань любит свет, ее родина - Южная Африка, она цветет все лето, а зимой сбрасывает листья.
Фикус - из тропических стран.
Растение колеус - его родина тропические районы Азии и Африки.
Родина хлорофитума Южная Африка, встречается в тропической Африке и в Австралии.
У нас холодный климат, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения. Ребята, вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран. Поэтому цветы и растения нужно беречь.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие цветы растут у вас дома. (ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, разновидностей домашних цветов очень много.
А вы любите цветы? Расскажите, пожалуйста, стихотворения о комнатных цветах.
1 ребенок:
Дивная симфония –
Мой цветок - бегония.
Не большой, не маленький,
Мой цветочек аленький
На окошке зацветает,
Сердце, душу согревает.
2 ребенок:
Герань - любимый мой цветок
Здоровья хрупкого росток.
Для глаз и сердца он отрада,
Хозяйка комнатного сада.
Она - везде, куда ни глянь,
Моя душистая герань,
На подоконниках растёт
И на балкончиках цветёт.
3 ребенок:
В каждом доме есть алоэ,
Без него не обойтись,
Если пальчик вдруг заноет,
Ты алоэ приложи,
Он ведь доктор наш домашний,
Подружись с ним - и не кашляй!
4 ребенок:
Недотрога бальзамин,
Ты под солнцем не один,
Хочешь слишком много света
Так иди в сплошное лето –
В страны жаркие, туда,
Где зимы нет никогда.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я проверю, как вы запомнили названия комнатных цветов.
Комнатные растения расставлены в разных уголках комнаты. Дети находят названное растение и идут к нему.
1) 1, 2, 3, 4, 5 – к традесканции подбежать.
2) 1-5 – у герани посидеть.
3) 1-3 – колеус найди.
4) 1-3 – к алоэ подойди.
5) 1-5 – у флорофитума постоять.
6) 1-3 – к бегонии иди.
7) 1-8 – к фиалке просим.
Воспитатель: Молодцы. Названия растений вы знаете, а назовите,пожалуйста, части растений (корень, стебель, листья, цветы). Правильно.
Игра «Найди части растения» (Дети делятся по подгруппам по 5 человек и находят на карточках части своего комнатного растения и собирают его на магнитной доске).
Воспитатель: Для чего нужен корень комнатному растению? (дышать, пить, есть)
Закрепляет цветок в почве и добывает из нее воду и соли.
Воспитатель: Для чего нужен стебель? (ответы детей).
Связывает и соединяет между собой листья и корень, переносит питательные вещества.
Воспитатель: Для чего нужны листья? (ответы детей)
Участвуют в дыхании растения.
Воспитатель: Для чего нужны цветы комнатному растению (ответы детей)
Чтобы ими любоваться.
Игра «Что растениям нужно для роста?»
Воспитатель: А, что необходимо для роста и развития комнатных растений? Какие условия? (солнечный свет, воздух, вода, почва и правильный уход).
Воспитатель: Ребята, выберите из этих рисунков только то, что нужно для жизни наших растений. Что они обозначают? (Дети выбирают и по очереди отвечают, что у них изображено на рисунке (инструмент или условие, необходимое для роста и развития комнатного растения)
Воспитатель: Что изображено на твоей картинке?
1 ребенок (лейка- инструмент для полива растения. В нее наливают воду и поливают растения.).
Воспитатель: Для чего нужна вода растениям? (ответ ребенка).
Воспитатель: Растение на 80 %состоит из воды. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые поступают в организм растения. Вода, испаряясь, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества, оно начинает увядать.
Воспитатель: Как нужно поливать растения? (под корень, не заливать).
Воспитатель: Что изображено на твоем рисунке? 2 ребенок отвечает и т. д.
Воспитатель: Горшок с почвой. (растениям нужна почва, т. к. там хранится пища. Если выдернуть растение из земли, что с ним произойдет (оно погибнет)
Воспитатель: Солнце и окно – свет и тепло –Условия, необходимые для роста и развития комнатных растений. Растение, на которое не падает свет, медленно погибает. Сначала у него опадают листья, потом высыхает стебель, корень и растение спустя какое то время умирает.
Воспитатель: Почему мы наши комнатные растения ставим на стол, на подоконник, а не на пол или под стол? (Растению необходим свет).
Воспитатель: Тучка дует воздух. Это еще одно условие, т. к. растению нужно дышать.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать? (Протирать листья, опрыскивать).
Воспитатель: пульвелизатор- инструмент для опрыскивания растения. Что наливают в этот инструмент? (воду). Таким образом листья растений пьют воду.
Воспитатель: Грабли и лопатка- инструменты для рыхления почвы. Для чего нужно рыхлить почву? (Чтобы воздух попадал к корням растений) Правильно, молодцы.
Воспитатель: Удобрение-это специальное вещество, которым кормят растение. Как вы думаете, растению нужна пища, чтоб оно росло, развивалось? (да)
Воспитатель: Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать, и подкормку проводить минеральными удобрениями для корней, для листьев. И тогда наши растения будут цвести и будут красивыми.
Воспитатель: снежинка обозначает холод и игрушки нужны комнатным растениям? (нет).
Воспитатель: Сердце. А еще комнатным растениям нужна наша любовь и забота.
Воспитатель: Также растения нужно пересаживать, обновлять.
Есть несколько способов размножения комнатных растений : семенами, делением корневища, черенками и листьями.
Две недели назад мы с вами поставили в воду черенки бегонии и традесканции и вот, что у нас получилось. Что произошло с черенками? (У них выросли корешки). Хотите посадить черенки в горшочки? (Да). Таким образом, мы будем заниматься размножением бегонии и традесканции.
Воспитатель: Подойди и покажи где черенок традесканции, а где бегонии?
Воспитатель: Пройдите к столам. Посмотрите, что у вас есть на столах? (Горшочек с почвой, палочка, растение- черенок, лейка с водой). Правильно. А кто знает, как правильно сажать растения? (Ответы детей). Послушайте и посмотрите, как нужно посадить растение. С помощью палочки делаем углубление в горшочке, вставляем черенок в лунку и прижимаем землю к цветку. Делаем это аккуратно, чтобы не сломать корешки и стебли у растения. Что нужно сделать после того, как посадили черенок в горшочек? (Полить, попоить его). Правильно. Аккуратно дадим попить растению, под корень (показ воспитателя).
Воспитатель: Одеваем фартуки, приступаем к посадке. Дети сажают.
Воспитатель: Ребята, мы посадили цветочки, они будут украшать нашу группу, помогут нам очистить воздух, которым мы дышим в нашей группе. Мы все знаем, что чистый воздух - это залог здоровья. А что еще является залогом здоровья? (Чистота, чистые руки).
Воспитатель: Правильно. А теперь мы отправляемся к Мойдодыру мыть руки.
Потешка
Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Дети моют руки.
Воспитатель: Ребята, как мы будем ухаживать за посажеными черенками? (поставим на подоконник, будем поливать, опрыскивать, рыхлить землю, подкармливать удобрениями).
Воспитатель: Мы будем наблюдать как черенки развиваются, растут и свои наблюдения записывать в дневник. Мы уже начали наблюдать за черенками и нарисовали
стебель и листик в воде. Какие изменения произошли потом и мы их зарисовали? (Появились корешки). Верно. Стебель, корешки и листик в воде были зарисованы.
А теперь, что нужно нарисовать? (Горшочек с землей и посаженный черенок). Правильно.
Воспитатель: Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе и зарисовывать свои наблюдения.
Итог занятия
Беседа с детьми о проделанной работе.
Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что было трудным? Легким? Интересным? Что понравилось? Что еще хотели бы узнать? (дети отвечают).