Юлия Бурсина
Конспект НОД в подготовительной группе по ОО «Речевое развитие» «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №7
152150 Ярославская область, г. Ростов, 1 МКР, д. 10.
Открытый показ
Конспект НОД в подготовительной группе
по ОО «Речевое развитие»
«Звук и буква Ш»
Ахмедова Ю. О
2018 год
Непрерывная образовательная деятельность
Тема: «Звук и буква Ш»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по ОО „Речевое развитие“ „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель: Закрепление навыка произношения звука в словах, фразах. Познакомить с буквой Ш.
Задачи:
Виды задач Интеграция образовательных областей Предпосылки УУД
1. Обучающие
1.1. уточнение артикуляционного звука [ш];
1.2. расширение словарного запаса.
1.3. познакомить с буквой Ш ;
1.4. закрепить навык произношения звука Ш в словах, фразах; Познавательно – речевое развитие 1. Личностные:
1.1. Осознание своих умений.
1.2. Проявление осознанных познавательных интересов.
2. Коммуникативные
2.1. Осуществление поиска причин и путей решения проблемы.
2. Развивающие
2.1. развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;
2.2. развивать фонематическое восприятие через работу со словами;
2.3. закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные; Познавательно - речевое развитие, физическое развитие 3. Регулятивные
3.1 умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
3.2. Способность доводить начатое до конца.
4. Коммуникативная
4.1. Полно и точно выражать свои мысли.
3. Воспитательные
3.1. воспитание самостоятельности, активности, инициативности;
3.2. воспитывать коллективизм, умение работать вместе со сверстниками;
3.3. воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ш]. Познавательно - речевое развитие 5. Познавательные
5.1 Находить и выделять необходимую информацию.
5.2. Проявлять сопереживание и доброжелательное отношение.
Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Теремок».
Виды деятельности в ходе НОД: продуктивная, двигательная, коммуникативная, игровая.
Оборудование и материалы к НОД: письмо, азбука, кубик с заданиями, ключ, картинки машина, шишка, мышка; кружочки – синие, красные; игрушка-змея; цветные кочки с буквами, счетные палочки.
Ход НОД
Этапы НОД Продолжительность Задачи Методы, приемы ХОД Предпосылки УУД
1. Организационный этап (подготовка к НОД) 1 мин ___ Организационный момент Дети сидят полукругом на ковре.
Я рада всех вас видеть. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь покажем, как мы умеем заниматься.
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) 3 мин
1.2.
2.2.
Я назову предмет большой,
А вы предмет поменьше.
В моих словах звук «Ц» молчит,
А в ваших четко так звучит.
Все понятно? Например, я называю дерево, а вы – деревце.
Блюдо – блюдце;
Зеркало – зеркальце;
Масло – маслице;
Колено – коленце;
Болото – болотце;
Дело – дельце;
Тело – тельце.
Молодцы мы с вами повторили звук «Ц».
В нашу группу пришло необычное письмо. Вот оно. Послушайте, о чё м пишется в письме:
3.2.
3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 4 мин
3.1.
Просьба, стимулирующие добрые дела.
Гимнастика для глаз. «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед - Буквоед. Я - невидимка. Когда я прихожу, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она заперта на замок и находится в волшебном лесу. Как же раскрыть Азбуку? Раскрыть Азбуку вам поможет ключ, «волшебный кубик» с заданиями и волшебные слова. Вот эти слова. Запомните их – «Крутись, вертись, на бочок ложись». За каждое выполненное задание вы получите кусочек ключа. До свидания. Желаю удачи».
Воспитатель: Вы поняли содержание письма? Мы должны будем отправиться в путешествие. Что поможет раскрыть Азбуку?
Дети: Ключ, «волшебный кубик», волшебные слова.
Воспитатель: Мы готовы отправиться в путь. Итак, отправляемся. Закройте глаза и крепко их зажмурьте (в это время воспитатель ставит фланелеграф с деревьями, кладет «волшебный кубик» на пол (на кубик прикреплены номер цифр – это номера заданий и часть ключа, Азбуку.
Откройте глаза. Где же мы оказались?
Посмотрите вверх – какое небо голубое.
Посмотрите вниз – как красива зеленая поляна.
Посмотрите влево, вправо, полюбуйтесь красотой природы. Точно попали в волшебный лес.
1.2.
5.2.
2.1.
4. Этап решения проблемной ситуации. 20 мин
2.2.
3.2.
2.1.
3.3.
1.1.
2.3.
3.2
3.1.
2.1.
1.4.
2.2.
2.3.
3.3.
3.2.
3.3.
3.1.
2.2.
3.3.
3.2.
3.3.
1.3.
Развитие фонематического восприятия.
Знакомство с звуком «Ш».
Акустико – артикуляционный образ звука.
Развитие фонематического слуха.
Определение звука в слове
Дыхательная гимнастика.
Знакомство с буквой
Пальчиковая гимнастикаРабота с буквенным конструктором.
А вот и «волшебный кубик» и Азбука, которая заперта на замок и которую мы должны будем открыть. Итак, попробуем покрутить кубик. Какие слова мы должны произнести?
Дети: Произносим: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Воспитатель: Тут такое задание:
Какие картинки мы видим? (дети называют картинки).
Дети: Машина, шишка, мышка.
Воспитатель: Какой звук чаще всего слышится в этих словах?
Дети: Звук «Ш».
Воспитатель: С этим звуком мы сегодня будем путешествовать по лесу. Но вначале мы должны научиться правильно произносить этот звук, без этого мы не сможем открыть Азбуку. Я вас научу. Садитесь на пеньки (стульчики). Когда мы произносим звук «Ш», губы сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат к нему, по середине языка идет сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью, поднесенной ко рту. Произнесите звук «Ш».
Воспитатель: Скажите, какой это звук – согласный или гласный?
(ответ детей)
Воспитатель: Твердый, мягкий.
(ответ детей)
Воспитатель: Придумайте слова со звуком «Ш».
(дети придумывают)
Воспитатель: Я хочу вам по секрету сказать, что звук «Ш» во всех словах произносится и слышится только твердо, у него нет мягкого произношения, как у других звуков. Еще раз послушайте слова: чашка, шишка, шапка. Итак, есть мягкое произношение звука «Ш»?
Дети: Нет. Он всегда твёрдый.
Воспитатель: Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой и обозначим его синим цветом.
Ну, что ж, теперь мы смело можем путешествовать по лесу. Итак, покрутим наш кубик, подойдите ко мне сюда. Произнесём волшебные слова.
Дети: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а Вы будете поднимать синий кружок, как только услышите звук «ш».
С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.
В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Итак, мы справились с заданием. Получаем ещё часть ключа.
Воспитатель: Ну что, теперь можно и покрутить наш кубик. Присядьте на колени. Произносим волшебные слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
«Шар».
Воспитатель: Какой звук вы слышите в начале слова?
Дети: Звук «Ш».
Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: Он всегда твёрдый.
Воспитатель: Какой звук идет после звука «Ш»?
Дети: Звук «А».
Дети: Звук «А» - гласный.
Воспитатель: Какой звук вы слышите в конце слова?
Дети: Звук «Р».
Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Он твердый или мягкий?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: Итак, мы справились с заданием. Получаем ещё часть ключа. Теперь можно поиграть на полянке. Представьте, что вы воздушные шарики, которые умеют летать тихо, но иногда шарики сдуваются и издают звук «ш-ш-ш» (упражнение на дыхание). Когда я буду произносить любые звуки, кроме «Ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «Ш», присядете, издавая звук на выдохе (вот так, воспитатель показывает).
Произносим волшебные слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Следующее задание - болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.
Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветным кочкам.
Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Вот вам и часть ключа. Крутим наш кубик дальше.
Произносим волшебные слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Следующие задание произнесем и протопаем чистоговорки. (Дети встают).
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
Воспитатель: Молодцы. За это вы получаете ещё одну часть ключа.
Крутим наш кубик.
«Крутись, вертись, на бочок ложись».
Что же творит нам кубик?
Последнюю часть ключа, вы найдёте в детском саду. Ну что ж, давайте попрощаемся с нашим лесом. До свидания, волшебный лес!
Как же нам попасть обратно в детский сад? Закроем глаза. Крепко-крепко их зажмурим (воспитатель убирает наборное полотно). Вот и оказались мы в детском саду. Ребята, я прихватила Азбуку и ключ.
Воспитатель: ребята, хотите познакомиться с буквой «Ш».
Вот она! - показ буквы.
Размещение буквы на панно по адресу : второй этаж (вторая строка снизу, квартира № 5, пятая клетка слева). (Ребёнок выполняет задание). (Закрепление образов буквы).
«строим» букву Ш из пальцев рук.
Воспитатель: Складываем букву Ш из деталей.
4.1.
3.1.
3.2.
5.1.
4.1.
3.1.
5.1.
3.1.
3.2.
5.1.
3.1.
3.2.
5. Этап закрепления знаний 1 мин Анализ работы
Поощрение Ну что, у всех получилось? Вот и заветный ключ. Теперь мы сможем открыть Азбуку (воспитатель открывает азбуку). Вот и открыли книгу. Мы будем учиться доброму, прекрасному, научимся читать, будем узнавать новое, неизведанное. 5.2.
6. Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей) 1 мин 3.2.
Вопросы Что вам понравилось на занятие?
С каким звуком и буквой мы познакомились?
Что нового вы узнали на занятие 1.1.