Евгения Авдеева
Конспект НОД по развитию произношения и основам грамоты для подготовительной логопедической группы «Звук [Г] буква «Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию произношения и основам грамоты
Подготовила учитель-логопед Авдеева Евгения Александровна МДОУ д/с 29 г. Копейск
Тема: «Звук г, буква Г»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания артикуляционного образа звука г;
- дифференциация звуков г и гь;
- познакомить с графическим образом буквы Г.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию произношения и основам грамоты для подготовительной логопедической группы „Звук [Г] буква „Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- способствовать развитию мышления, внимания;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши, картинки в названиях, которых есть звуки г и гь.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Л. приветствует детей. Дети хором произносят.
Всем – всем добрый день!
Первым делом гоним лень!
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Л. обращает внимание детей на музыку, интересуется, узнали ли дети гостей.
Ответы детей.
Л. обращается к детям, Пупсеню и Выпсеню очень нравятся лабиринты, они приглашают детей в звуковой лабиринт.
Звуковой лабиринт Пупсеня
Дети называют слова: голубь, глобус, голова. гнездо, гном, глаз
Л. спрашивает, что общего между этими словами. (все слова начинаются на звук Г).
Звуковой лабиринт Вупсеня
Дети называют слова: гель, гипс, гимнаст, гигант, гильза, Гена
Л. спрашивает, что общего между этими словами. (все слова начинаются на звук Г).
Догадались ли дети, с каким звуком они будут знакомиться на занятии.
Ответы детей. (со звуками Г и Гь)
2. Основная часть
Акустико-артикуляционный образ звука. Л. объясняет детям артикуляцию звука [Г] :
— губы свободны;
— кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «работает»
Л. объясняет детям артикуляцию звука [Гь] :
— губы свободны;
— кончик языка опущен вниз, а средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба;
— горлышко «работает»
Произношение изолированного звуков Г и Гь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука Г.
Звук Г — согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Звук Гь — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.
Л. рассказывает, что гусеницы знают о игре звуковой светофорчик,
а правила игры не знают.
Л. объясняет правила игры:
Когда слышим твердый звук Г, поднимаем синюю фишку,
Когда слышим мягкий звук Гь – зеленую фишку
- Дидактическая игра «Звуковой светофорчик» Г, Гь. Г, Г ГИ, ГА, ГО, ГУ, ГЕ, ГЯ, ГЫ Гараж, гитара, гиря, графин, гусь, губы, гантели, группа, гимназия, герой, гений, герцог, горе.
Л. сообщает, что Пупсень и Вупсень приготовили для ребят картинки и хотят узнать насколько дети внимательные, смогут ли они найти 4-ю лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
- Дидактическая игра. "Четвертый лишний"
лыжи, гиря, коньки, санки — гиря
пальто, иголка, куртка, блуза — иголка
багет, яблоко, персик, абрикос — багет
Л. предлагает определить место звука в словах гусь, иголка, гиря, багет. Дети выполняют задание самостоятельно на индивидуальных карточках. Коллективно проверяют. Л. сообщает, что Пупсень и Вупсень очень подвижные друзья, и предлагают выполнить весёлую физкультминутку.
- Физкультминутка «Гусеницы»
Гусеницы мохнатые
Погнались вдруг за ребятами.
Девчонки визжат и прыгают:
А вдруг она ядовитая?
У мальчиков выдержки больше:
Они убегают молча. наклоны корпуса вправо-влево
перекаты с носочков на пятки,
обхватить голову руками
наклоны корпуса вправо-влево
- Дидактическая игра «Стрелялки»
Л. рассказывает детям, что Пупсень и Вупсень, встретили по дороге неизвестных им существ. А кто это были ребята узнают, если сыграют в игру Стрелялки. Картинки-мишени располагаются на магнитной доске, закрыты от детей. Ребенок называет положение картинки. Например, правый левый угол. Л. загадывает загадку, ответ которой изображен на картинке.
Весь я сделан из железа,
У мен ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук. (гвоздь) Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий)
Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (улитка) Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его (индюк)
Л. предлагает прочитать получившееся слово. Дети читают ГУ-СИ Л. сообщает, что первый звук в слове гуси, обозначается буквой Г - Знакомство с буквой Г Не гусь, не галка Буква Г, А цапля На одной ноге. (Е. Тарлапан)
Л. задает вопрос, из скольки элементов состоит буква Г.
Л. предлагает показать гостям, как они умеют выкладывать звуковые схемы слов. Выложить схему слова ГУСИ
- Выделяется каждый звук в слове интонационно: слово произносится протяжно - выделяется 1 звук гггг - выделяется 2 звук ууу. 3-й звук ссс-,4 звук ииии
- Сколько звуков в слове ГУСИ? (В слове ГУСИ 4 звука)
- Какой первый звук в слове ГУСИ? (первый звук Г]) - Звук [Г] какой? (звук [Г] согласный, твёрдый, звонкий). - Какой фишкой обозначим звук [Г]? (Синий). - Какой второй звук в слове? (Второй звук [У]) - Звук [У ]какой? (Звук [У гласный). - Какой фишкой обозначим звук [У]? (Красной). - Какой третий звук в слове ГУСИ? (Третий звук [Сь]). - Звук [Сь] какой? (Звук [Сь] – согласный, мягкий, глухой). - Какой фишкой обозначим звук [Сь]? (Зеленой). - Какой четвертый звук в слове? (Второй звук [И]) - Звук [И]какой? (Звук [И] гласный).
- Звуки подружились. Что получилось? (ГУСИ).
- Сколько слогов в слове ГУСИ? (два)
Вспомнить правило: сколько гласных, столько и слогов
- Назвать 1-й слог
- Назвать 2-й слог
- Сколько согласных звуков?
- Сколько твердых согласных звуков?
- Сколько мягких согласных звуков?
Л. обращает внимание детей на магнитную доску, предлагает прочитать слоги:
МА, ПО, КУ, АП, КЫ, БИ, ДА, ГУ, ГО, СИ, ДУ
Л. предлагает собрать из слогов слово ГУСИ
Ребенок маркером соединяет слоги ГУ и СИ
Л. обращается к детям, вот, кто повстречался гусеницам на пути.
Чтобы у Пупсеня и Вупсеня остались хорошие воспоминания о встрече с ребятами, детям предлагается проложить дорожку для гусеницы до груши, отмечая только букву Г на индивидуальных карточках.
3. Заключительная часть. Итог
Л. обращается к детям, предлагает дорисовать гусениц и что-нибудь добавить к рисунку. Л. предлагает закончить предложения: Я не знал… - Теперь я знаю… У меня раньше не получалось…., а теперь получается…. Для меня было трудным…. Больше всего запомнилось…