МААМ-картинки

Конспект НОД с применением элементов технологии логопедического массажа «Постановка звука Ш»

Ольга Мартынова
Конспект НОД с применением элементов технологии логопедического массажа «Постановка звука Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка звука Ш

Конспект непосредственной образовательной деятельности с применением элементов технологии логопедического массажа на тему: «Постановка звука Ш».

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

Публикация «Конспект НОД с применением элементов технологии логопедического массажа „Постановка звука Ш“» размещена в разделах

3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать слуховое внимание.

• Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Развивать память, самостоятельность, уверенность.

• Формировать умение слушать логопеда.

• Формировать усидчивость на занятии.

• Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

• Сохранять и укреплять здоровье детей.

Оборудование: Кушетка, салфетки для массажа, полотенце, игрушка «Снеговик», артикуляторная гимнастика в картинках.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии (логомассаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика)

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Здравствуй… К нам сегодня пришли гости и я хочу показать им как мы с тобой занимаемся. Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Кто же это?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

А когда приходит снеговик, в какое время года?

Ребенок: Зимой.

Логопед:- Правильно, зимой.

Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

Как подует ветерок, так закружится снежок.

- Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

2. Основная часть.

Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

Логопед: Ложись на кушетку поудобнее. Теперь расслабься, успокойся, отдыхай. Твое дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Закрой глаза.

Сначала я поглажу твою шею медленно-медленно, от края челюсти вниз к груди. Представь, что мои руки скользят по шее как санки с горки. Мышцы шеи расслаблены. Поглажу под подбородком слева на право, затем по боковой стороне шеи вниз к плечу. Санки скользят с горы и обходят все препятствия. Грудь и плечи расслаблены. И справа на лево, и слева направо едут санки.

(Массаж плечевого пояса и шеи: медленное поглаживание в области передней части шеи от края нижней челюсти к грудине; медленное поглаживание боковых поверхностей шеи попеременно то правой, то левой рукой; движение правой рукой от угла нижней челюсти слева по подбородочной области до угла нижней челюсти справа, затем по боковой поверхности шеи к плечевому суставу вниз к грудине до подмышечной впадины.)

А теперь поглажу лобик от середины к вискам и немного прижму в области височной ямки. Все мышцы лица расслаблены. Поглажу снизу вверх от бровей к волосам. А теперь легонечко проведу вокруг глаз кончиками пальцев. Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится

В снежных шапках все дома –

Это к нам пришла зима.

Я поглажу твои щечки, чтобы они были упругими, помогали тебе правильно шипеть. Щечки разогрелись, и я буду рисовать кружочки снизу вверх, как мороз рисует узоры на окошках. Сначала легонечко, потом сильнее разомну щечки. Щечкам становится теплее, щечки разрумянились. Возводим из снега снежные крепости на щечках. Потянем щечки. А потом кончиками пальцев постучу по щечкам, легонечко, как будто снежинки на землю ложатся. Щечки твои разогрелись, стали упругими и послушными. (Массаж лицевой мускулатуры: в области лба от середины лба к виску поглаживания; от середины лба к височным областям, к области ВНС; поглаживания снизу вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы.

Массаж в области нижнего и верхнего века. Массаж артикуляционной мускулатуры: от середины подбородка к височным впадинам, с захватом верхней и нижней губы; от спинки носа через скуловую дугу к ушным раковинам; круговое поглаживание. Легкая вибрация нижней части лица.)

Поглажу губки, чтобы они помогали правильно произносить звук Ш. сначала поглажу от углов рта к середине, по верхней губе, по нижней губе. Погладим складочки от носика к углам рта. Губки расслабились. И тихонечко постучу кончиками пальцев по губам по кругу. (Массаж мышц окружности рта: поглаживание по верхней губе от углов к середине, по нижней губе, поочередно; поглаживаются носогубные складки от крыльев носа к углам рта к середине подбородка; постукивание по часовой стрелке.)

Давай еще раз погладим твою шейку, чтобы язычок расслабился во рту, стал послушным, широким, выдвинулся вперед, стал широким. Язычок превращается в широкую лопатку, которой снег бросают, расчищают дорожку. Покажи нам свой язычок, ах какой красивый широкий язычок, давай вытащим его изо рта, покачаем легонько из стороны в сторону. (Расслабление скелетных мышц: вибрация точек под углами нижней челюсти; в области подчелюстной ямки; глубокое медленное поглаживание от подъязычной кости к подбородку; захватить кончик языка и совершать легкие покачивающие движения, вперед-назад, из стороны в сторону.)

Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

Круговые растирающие движения.

Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

Убирай язычок в ротик, ты молодец.

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

(Поглаживание через все лицо ребенка с закрыванием глаз.)

Логопед: Вставай потихонечку, садись на стульчик

Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

(Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

Ребенок: Весёлые снежинки.

Логопед: А снежинки какие?

Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

1. Физминутка.

Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

Итог занятия.

Логопед: Ты так хорошо играла сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

- До свидания!

Литература:

1. Коноваленко В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Издательство ГНОМ, 2013.

2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб. : Издательство “Союз”, 2005.

3. Пожиленко Е. А. - Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия) – 2007.

4. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2008

5. Дьякова Е. А. Логопедические технологии. Логопедический массаж - М. : Издательство"Академия", 2014.

6. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. -М. : Издательство "Астрель", 2008.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ш]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ш]» Тема: Постановка звука Ш. Цель: уточнение артикуляции звука Ш, постановка звука. Задачи: 1) Образовательные: учить правильно произносить.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [С] по подражанию. Лексическая тема «Дом. Мебель» ТЕМА: ПОСТАНОВКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДОМ. МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ: картинки мебели, картинки артикуляционных упражнений, игра.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [С]» Конспект индивидуального логопедического занятия На тему: «Звук С» Цель: Постановка звука «С» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ц]» ЦЕЛИ 1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. 2. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш» Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: – формирование представления о правильной артикуляции.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [л]. Автоматизация звука [л’] в словах» Индивидуальное логопедическое занятие Цель: постановка звука Л, автоматизация звука ЛЬ в словах. Образовательные области: Речевое развитие:.

Конспект НОД с учётом интеграции образовательных областей с использованием элементов ТРИЗ «Наши четвероногие друзья» .

Консультация «Постановка звука [Р]. Один из способов постановки звука [Р]» Ранний возраст ребенка позволяет более успешно работать с недостатками его речи. Многие проблемы в этом возрасте не только легче решить,.

Занятие в старшей группе с использованием логопедического массажа Ход занятия I. Оргмомент. Беседа о признаках осени. Логопед: - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - А какой дует ветер осенью?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с применением элементов технологии логопедического массажа «Постановка звука Ш»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 15:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с применением элементов технологии логопедического массажа «Постановка звука Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мартынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД