Наталья Габдушева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш].
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
– формирование представления о правильной артикуляции звука Ш;
- закрепление представления о грамматической конструкции.
2. Коррекционно-развивающие
– развитие подвижности артикуляционного аппарата и подготовка артикуляционной базы для постановки звука Ш;
– формирование правильной артикуляции звука Ш;
– формирование навыка фонематического слуха на звук Ш;
Публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: „Постановка звука Ш“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
– дифференцировать правильное и неправильное произношение звука Ш;
– закреплять звук Ш в чистом виде, в слогах, в словах с данными слогами, и в предложениях с отработанными словами.
3. Коррекционно-воспитательные.
- Развитие навыка слежения за речью логопеда.
Оборудование: кусочек ваты, предметные и сюжетные картинки по теме, схема (характеристика звука, карточки со слогами, карточки с загадками, пальчиковая игрушка змейка, телеграмма.
Ход занятия:
1. Организационный момент Здравствуй, Алина! Скажи. ты хочешь научиться правильно и красиво говорить? Тогда давай будем учиться!
Ты знаешь, к нам сегодня на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.
2. Развитие общей моторики. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику
«Домашние животные»
Рядом с человеком кошечки живут. И собачки верно дом свой стерегут. Нам дают коровки мясо, молоко. Козочки, овечки прыгают легко. Поросятам толстым тяжело ходить, Лучше уж лошадкой резвою побыть.
Шагаем тихо, неслышно, руками делаем движения, имитирующие «умывание» кошечкой мордочки. Руки за спиной, слегка наклонившись, идем вокруг себя. Руки согнуты у головы, указательные пальцы имитируют рожки. На носочках прыгаем, руки на поясе. Руки полусогнуты впереди туловища, шагаем на месте, переваливаясь. Бег на месте с высоким поднятием колен.
3. Развитие пальцевой моторики Алина, а гость то к нам едет издалека. Давай мы с тобой испечем пироги для него. Он, наверное, голодный.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Мы морковку трем, трем.
Пироги мы испечем, пироги мы испечем. Вот какие мы с тобой умнички.
4. Речевая гимнастика Алина, пока мы с тобой пекли пироги, приходил почтальон Печкин и сказал, что нам пришла телеграмма. Он сказал, отдаст ее, если мы выполним его задания. Ну, что выполним? Посмотри на картинку и скажи, кто на ней нарисован? Да, правильно, это слон, посмотри какой у него хобот, давай попробуем изобразить его. Внимательно слушай инструкцию и выполняй движения за мной: «Я слегка прикрою рот, губы – «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, как при долгом звуке : у-у-у». Удерживай «хоботок» пока я посчитаю до 5. Молодец, очень хороший хоботок, давай попробуем еще раз. Упражнение «Рупор». Вытяни губы вперед, сделай колечко, так, чтобы были видны зубы. Удерживай так, пока я посчитаю до 5.
Упражнение «язычок отдыхает»
Язычок наш загорает. Лег, спокойно отдыхает.
(широкий передний край языка лежит на нижней губе)
Упражнение «Непослушный язычок»
Бегал язычок, устал.
Очень непослушным стал.
Надо нам его поймать
И похлопать, наказать.
Методические указания
С помощью этого упражнения проводится расслабление языка. Спокойно положить язык на нижнюк губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
Упражнение «Язычок играет»
Язычок пошёл гулять.
Стал он весело играть.
(широкий передний край языка лежит на нижней губе)
Лёг, спокойно отдыхает,
Никуда не убегает.
Кверху хвостик поднимает
И в свой домик забегает.
(язык широкий «чашечкой» приближенк альвеолам)
Методические указания
Вырабатывается умение удерживать приподнятый язык в форме «чашечки». Язык «чашечкой» заводится в ротовую полость, кончик языка свободен и не прикасается к твердому небу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
Упражнение «Фокус»
Будем мы сейчас играть,
Надо фокус показать.
Ватка на носу у нас.
Сдуем мы её сейчас.
(Алина укладывает ватку на кончик носа)
Будем воздух выдыхать,
И начнёт она летать!
Методические указания
Дети должны улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу и сдуть ватку. Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к зубам, а посередине языка был желобок. Воздух должен идти посередине языка, чтобы ватка полетела вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
5. Постановка звука
(от гимнастики языка).
Алина, ты умничка. А вот и наша телеграмма, давай прочитаем: «Скоро буду, ваша подруга змейка». Ой, интересно, а как она шипит? Давай попробуем пошипеть: сначала я, а теперь ты:
«Положи широкий язык на нижнюю губу, сделай «чашечку» снаружи, занеси ее в рот, боковые края прижми к коренным зубам, между кончиком языка и альвеолами оставь щель, зубы сблизь, губы округли и прошипи». Когда Алина будет шипеть, я четко произнесу звук Ш. Давай еще раз попробуем, молодец. Логопед достает незаметно маску змейки и говорит: «Алина, посмотри, наконец-то к нам пришла змейка. Посмотри, какая она грустная. С ней случилась беда, она разучилась шипеть. Но мы поможем змейке, да, Алина? Давай научим её говорить звук Ш и тогда она снова сможет шипеть.
6. Анализ артикуляции звука Расскажи Алина змейке, как мы будем призносить звук Ш. Алина с помощью логопеда говорит: «Когда мы произносим звук Ш - губы выдвинуты вперед - рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Горлышко не звенит (проверяем тыльной стороной ладони) - звук глухой; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произнесении звука ш, воздух, который мы выдыхаем - теплый. Звук ш всегда твердый - обозначаем синим цветом.
7. Характеристика звука Алина, змейка спрашивает, а звук Ш гласный или согласный? А почему? Твердый или мягкий? Почему? Звонкий или глухой? Почему? А каким цветом обозначается? Алина, змейка говорит, ты такая умная.
8. Развитие фонематических процессов А теперь Алина покажи змейке, как ветер шумит — шшшшшш, змея — шшшшшш, воздух, выходит из лопнувшего шара — шшшшшш. Пока змейка тренируется, давай-ка посмотрим, как ты запомнила звук Ш. Сейчас я буду называть звуки, а ты должна хлопнуть в ладоши на звук [ш]. У, О, Д, Ш, Л, Ш, 3, С, Ш, Р, Ш.
А сейчас назови Алина предметы, в названии которых есть звук [ш], умница.
И еще одно задание, я буду говорить слова а ты скажешь, в каком слоге будет звук Ш : шкаф, шко-ла, фи-ниш, ка-ран-даш, ка-мыш, баш-ня, Ма-ша, кош-ка.
9. Закрепление звука в слогах А сейчас я буду говорить слоги, а ты повторяй за мной. : аш, эш, ош,уш,иш.
А теперь давай поиграем в диалог, будешь повторять за мной слоги с ударением:
ша, ша,ша;
ша,ша,ша;
ша,ша,ша., а теперь с разными гласными :
ша,шо,шу;
ша,шо,шу
;ша,шо,шу. Понравилось?
А сейчас давай поиграем в мяч, будем кидать его и говорить:
шпа,шпо,шпу;
шка,шко,шку;
шта,што,шту. Молодец, умничка.
10. Закрепление звука в словах Алина, змейка случайно уронила мои картинки со стола и они все перемешались. А мне очень нужны картинки, в названии которых есть звук Ш. Помоги мне, пожалуйста.
А теперь назови: школа, шапка, школьник, шлюпка, штаны, штык, штопка, штука, шляпа, шланг, шалаш, карандаш, камыш, малыш, финиш, пешком, камушки, башня, чашка, кашка, мишка, кошка, мошка, окошко, лягушка, мышка, дедушка, бабушка, вишня. Молодец.
11. Закрепление звука в предложениях Змейка хочет загадать тебе загадки: мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Прицепившись к задней шине мишка едет на (машине). И шалить без передышки целый день могли (мартышки). Долго-долго крокодил море синее (тушил). Уронила белка шишку, шишка стукнула (мартышку). Нет, твой голос не хорош, очень тихо ты (поешь).
А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давай рассмотрим их. Расскажи что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку. Молодец.
Сейчас я буду говорить предложения, а ты повторяй за мной, если будешь стараться, то тебя будет ждать сюрприз от змейки.
В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.
Скажи, Алина, сколько слов в этом предложении: «Кошка катает катушку».
Ты знаешь, змейка пришла к тебе в гости не с пустыми руками, она принесла тебе подарок – большой шарик. Она говорит тебе спасибо за то, что ты научила ее говорить звук Ш. А теперь ей пора домой. Давай попрощаемся с ней.
12. Итог занятия Скажи, пожалуйста, а какой звук мы сегодня изучали? Теперь покажи как правильно нужно произносить звук Ш. А в каком положении твои губы, когда ты произносишь звук Ш? А, язык? А, горло вибрирует или нет, когда ты произносишь звук Ш?
Молодец, Алина! Ты сегодня очень хорошо позанималась: ты делала красивую чашечку, хорошо шипела, разговаривала красиво по телефону, помогла змейке научиться говорить звук Ш, хорошо отгадывала загадки, ты умничка. Жду тебя в следующий раз. До свидания!
13. Домашнее задание Гимнастика:
1) для губ: «рупор» : вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;
2) для языка: «лопата» : открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;
3) «чашечка» : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.