Галина Тихонова
Консультация «Постановка звука [Р]. Один из способов постановки звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст ребенка позволяет более успешно работать с недостатками его речи. Многие проблемы в этом возрасте не только легче решить, но возможно и просто предотвратить их появление.
В наш детский сад, МКДОУ № 9 компенсирующего вида дети поступают с 3 лет. Время пребывания в саду – 4 года. На 4 года рассчитана программа обучения детей. Во второй младшей группе основная работа логопеда направлена на обогащение словаря, развитие высших психических функций, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Публикация «Консультация „Постановка звука [Р], Один из способов постановки звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Основное внимание в исправлении произношения в это время обращается на артикуляционную гимнастику. Со всеми детьми группы артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно.
Артикуляционная гимнастика является одним из основных элементов работы логопеда над звукопроизношением. Использовать ее необходимо постоянно, артикуляционная гимнастика помогает развивать артикуляционные мышца, приучает язык принимать различные положения, необходимые для произнесения того или иного звука.
Благодаря ежедневным тренировкам, у детей улучшается общее звучание речи, сложные звуки начинают спонтанно появляться в речи.
При постановке звуков одним из самых сложных в русском языке является звук Р. Используемые логопедом приемы постановки от таких звуков, как Д, Ж, З с помощью «болтушки» требуют умения, много терпения и времени.
В учебном пособии «Основы логопедической работы с детьми» под общей редакцией Г. В. Чиркиной я нашла новый для себя способ постановки звука [Р]. В этом способе большое внимание уделяется подготовительным упражнениям, особенно специальным упражнениям для постановки звука [Р] : «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Конфетка» и «Лошадка». Затем звук вызывается по методу подражания: нужно попросить ребенка присосать язык к твердому небу (положение «грибок», а потом быстро на сильном выдохе вытолкнуть язык изо рта. Этот способ постановки звука [Р] стал основным в моей работе с данным звуком и это обосновывается всем процессом логопедической деятельности в нашем саду.
Во время проведения артикуляционной гимнастики особое внимание я уделяла специальным упражнениям для постановки звука [Р] : «Конфетка», «Грибок», «Гармошка» и «Лошадка». Упражнение «Грибок» достаточно сложное и получается у детей не сразу, но я все время обращала внимание на правильное исполнение этого упражнения.
Во 2 младшую группу было набрано 15 человек. Логопедические заключения у детей были следующими: ОНР 1 – 7 %, ОНР 1-2 – 30 %, ОНР 2- 49 % и ОНР 3 – 14 %. Диагнозы психоневролога: ЗПР – 67 %, Задержка интеллектуального развития – 14 %, стертая форма дизартрии – 60 %, моторная алалия – 27 %.
Как мы видим из результатов мониторинга, более чем половине детей группы поставлен диагноз «стертая форма дизартрии». Множественные нарушения звукопроизношения в начале года во второй младшей группе наблюдались у 100 % детей.
Систематические занятия артикуляционной гимнастикой во второй младшей группе дали результаты уже в конце года и в начале следующего учебного года. В конце второй младшей группы звук [Р] спонтанно появился у 14 % (2 человека). К середине следующего года (средняя группа) звук Р спонтанно появился и автоматизировался у 47 % детей (7 человек). В начале старшей группы звук появился еще у 20 % детей (3 человека). Звука [Р] нет у 2 детей группы.
Я считаю, что данный способ постановки звука Р хорошо использовать в группах, набираемых с трехлетнего возраста. Занимаясь постоянно артикуляционной гимнастикой, мы подготавливаем артикуляционный аппарат к постановке звуков и эти звуки часто появляются спонтанно или время постановки их заметно уменьшается, т. к. артикуляционный аппарат детей хорошо подготовлен и остается только показать ребенку правильный
уклад для произнесения данного звука, как это было со звуком [Р] в моей группе.