Ирина Быкадорова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ходит капелька по кругу»
Цель: - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе
формирования понятия о круговороте воды в природе, в которых, ребё нок сможет:
Задачи:
- приобрести представления о превращении воды, о её свойствах и признаках;
- развить навык логического мышления, словообразования, умения задавать вопросы и отвечать на них
полным ответом;
- отражать знания, полученные опытным путём, повысить познавательную активность;
- задуматься о необходимости бережного отношения к воде;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Ходит капелька по кругу“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
заинтересовать явлениями окружающего мира.
Оборудование: схема “Круговорот воды в природе”; фото: озера, моря, реки; глобус;
- для опыта: электрическая плитка, кастрюля с водой, блюдце со льдом, прозрачные стаканчики,
вода, яркие пуговицы.
Предварительная работа:
- наработка воспитателя словаря по теме;
- использование в работе наглядно-графической схемы по теме;
- чтение рассказов о водоёмах, проведение опытов с использованием воды, загадки о свойствах воды
и природных явлениях.
Новые слова: учёный, наука химия, эксперимент, научный опыт, круговорот воды в природе,
пресная вода, солёная вода, водоём, исток, устье, океан, температура воды, туман, град, испарение,
быть экономным.
Ход деятельности 1
В. :- Ребята, у нас гости, поприветствуем их. Сегодня у нас необычное занятие, а научный эксперимент. Мы станем учёными и будем исследовать, а вот что - вы сейчас узнаете. Ребята, я хочу предложить вам попробовать удивительный напиток. Какой? Вы узнаете отгадав загадку:
Мною можно умываться
Я умею проливаться
В кранах я живу всегда
Ну конечно, я … (вода)
Д. : - Вода!
В. : - Правильно! Но все учёные её называют иначе. Хотите узнать как?
Д. : - Да!
В. : - В науке – химии она называется - Н2О.
Мишка: - Я никогда не слышал ни о каком Н2О и не видел его, что это такое?
В. : – Дети, давайте расскажем Мишке, что такое Н2О?
Д. : – Да!
В. : - Я вас угощу сейчас удивительным напитком (дети и мишка пробуют).
Мишка: - Это вода!
В. : - Ребята, давайте проведё м исследование воды получше: понюхайте, чем пахнет она?
Д. : - Ни чем.
В. : - Значит вода не имеет запаха. Сделайте ещё глоток воды и скажите: какая она на вкус?
Д. : - Она без вкуса.
В. : - Вода не имеет вкуса. А посмотрите сквозь стакан и скажите: какой цвет имеет вода?
Д. : - Вода не имеет цвета.
В. : - И так подведё м итог нашей исследовательской работы воды: она не имеет – запаха, вкуса, цвета! Мишка: - Интересно, ничего не имеет, а вы говорите, что она удивительная?
В. : - Дети, а вы знаете какие секреты таит вода, хотите узнать?
Д. : - Да!
В. : - Для дальнейшего пути нам нужна разминка!
Облако.
Беленькое облако округленные руки перед собой
Поднялось над крышей поднять руки над головой
Устремилось облако подтянуться руками вверх
Выше, выше, выше поднимаясь на носочки
Ветер это облако плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Зацепил за кручу. руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их
Превратилось облако в грозовую тучу присесть.
В. : - А вот мы сейчас это и узнаем, совершив путешествие вместе с Капелькой : Жила когда-то Капелька в большой-большой речке. Но жила она не один, а вместе со своими братьями и сёстрами, их было очень-очень много – это вода. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, когда солнышко сильно нагрело всё вокруг, они так разыгрались, что Капелька оторвалась от своих братьев и сестёр, стала невесомой, легкой и полетела вверх. В. : - Почему она полетела? Д. : - Она стала лёгким паром.
2 В. : - В природе солнцем нагревается вода, а можем мы сейчас, в помещении, увидеть как капельки поднимаются вверх?
Д. : - Надо её нагреть.
В. : - Дети, во время эксперимента позаботьтесь друг о друге, не толкайтесь, отойдите на шаг назад.
В. : - Эксперимент: На включенную электрическую плиту поставить кастрюлю с водой. Вода при нагревании быстро испаряется, закипает, водяной пар поднимается вверх. (поднять крышку с кастрюли, выпустить облако пара и опять закрыть крышку).
В. : - Дети, что вы увидели? Чем стала вода при испарении?
Д. : - Водяной пар. Вот и наша Капелька (показ на схеме, дети прикрепляют капельку) устремилась вверх. Летит Капелька, летит вверх, рассматривает красоты земли, ветер относит её все дальше и дальше на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестёр. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. (Их уже было целое облако).
В. : - Дети, а если соберётся очень-очень много капелек пара вместе, что получится?
Д. : - Облако! (показ на схеме, дети прикрепляют облако)
В. : - Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).
Д. : - Туча! (показ на схеме, дети прикрепляют тучу)
В. : - (продолжение эксперимента) Нижняя сторона крышки становится влажной, на ней соберутся капли воды, которые начнут падать. Как объяснить это явление? Соприкасаясь с холодным предметом, пар опять превращается в воду. Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.
В. : - (показ на схеме, дети прикрепляют капельку летящую вниз) Капелька и её братья и сёстры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удерживаться высоко над землей и стали падать вниз. Капельке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?
Капелька приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сёстрами, снова стала весело жить. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
В. : – Вот и завершила наша Капелька своё удивительное путешествие.
Мишка: - Ой, дети, у меня случилась беда. Я хотел попить холодной воды, поставил кружку в морозилку, а вода исчезла, осталось только что-то твёрдое, непонятное. Вот смотрите.
В. :- Ребята, объясните Мишке, что случилось с его водой? Куда она подевалась?
Д. : - Она замёрзла и превратилась в лёд.
Мишка: - А что же мне нужно сделать, чтобы опять получилась вода?
Д. : - Нагреть на печке или оставить в комнате на столе.
В. : - Ну, Мишка, ты понял, что твоя вода никуда не исчезла. 3
Мишка: - Да, спасибо, ребята!
В. : - А мы сейчас вспомним какой может быть вода? Д. :- Твёрдой, жидкой, паром (газообразной).
В. : – Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии? Д. : - В реке, море, озере…
В. : – А в твёрдую воду, где мы можем встретить? Д. : - Лёд, град, …
В. : – Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Д. :- При кипении воды, пар изо рта зимой, туман, …
В. :- Капельке очень понравилось общаться с вами и она захотела загадать загадку о своё м путешествии:
Загадка: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Круговорот воды в природе)
Д. : - Это круговорот воды в природе, т. к. Капелька движется по кругу.
В. : - Мишка, так ты понял почему вода удивительная.
Мишка: - Да, теперь я понял, что вода действительно удивительная и необходимая природе!
В. : – Вода – это источник жизни! Круговорот воды в природе происходит постоянно и непрерывно.
В. : - Перейдём к нашему плакату и ещё раз проследим путь нашей капельки.
В. : – Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, испаряя с неё при этом огромное количество влаги. Воду испаряют все растения. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, с почвы. Эти пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Послушайте стихотворение о путешествие воды: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лёд, Растает - и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь: Вас окружает везде и всегда, Эта волшебница – наша вода! В. :- (итог занятия) Да, дети, вода действительно волшебница и мы должны очень бережно и экономно относится к воде. Охранять все водоёмы от загрязнения. Полезна только чистая вода, а грязная - вредна для всех. И сегодня я хочу угостить вас, дети, и наших гостей очень вкусной водой. (сюрпризный момент, всех угощают газированной водой).
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода) Это - водные пустыни,
Волны как барханы.
Здесь, среди бездонной сини –
Штормы, ураганы. (Океан, море)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Хоть на море мы похожи,
Мы внутри материка.
В нас порой впадают тоже
Ручеек или река.
С океаном не знакомы.
Назовите, дети, кто мы? (Озера) Он и льет, и льет, и льет.
Мокрая погода.
Может, это вертолет
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь)
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают. (Ручьи) Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу -
Стать широкою смогу. (Река)