Инг Фирулин
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР на тему «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о рыбах.
2. Учить составлять рассказ с опорой на схему.
3. Развивать мышление, познавательный интерес.
4. Воспитывать желание слушать ответы товарищей.
Словарная работа: плавники, жабры, чешуя, брюшко, рыболов.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб или муляжи, схема для составления описательного рассказа.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР на тему „Рыбы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданием на каждого ребенка, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание картинок на тему «Рыбы», заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?», дидактическая игра «Какие рыбы живут в этом водоеме?».
Ход занятия:
I.Организационный момент.
-Доброе утро, ребята! Вы любите отгадывать загадки?
-У меня для вас есть загадка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть-не мигаю,
Крылья есть-не летаю. (Рыба)
-Каких рыб вы еще знаете? Давайте вспомним их названия. (Воспитатель демонстрирует картинки с изображением рыб, дети их называют, проговаривают хором, затем индивидуально)
II.Работа по теме занятия.
1. Упражнение «Кто где живет?».
-Где живут рыбы? (В воде)
-Они могут обитать в разных водоемах. Какие водоемы вы знаете? (Озеро, река, пруд, океан, море)
-Как назвать одним словом рыб, которые живут в реке? (Речные) Назовите их. (Ерш, карась) В море? (Морские) Назовите их. (Акула, рыба-молот)
-Ребята, а еще рыбки могут жить в аквариумах. Как тогда их можно назвать? (Аквариумные) Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Золотая рыбка, меченосец)
2. Упражнение «Назови части тела».
-У рыб, как у людей и животных, есть части тела. Давайте их назовем. (Дети называют части тела рыб. Далее воспитатель предлагает ребенку картинку с изображением определенной рыбы и просит ответить полным предложением, н-р, «Какие части тела есть у окуня?» («У окуня есть голова, туловище, плавники, хвост, брюшко…»)
-Чем покрыто туловище рыб? Для чего рыбам нужны плавники, жабры? (Ответы детей)
3. Игра «Хищные-мирные».
-Все рыбы делятся на 2 большие группы: хищные и мирные. Как вы думаете, какие рыбы называются хищными? Почему? (Ответы детей)
-К хищным рыбам относятся те, которые питаются мелкими рыбками, лягушками, мальками.
-Почему другую группу рыб называют мирными? (Ответы детей)
-Мирные рыбы питаются водорослями или специальным кормом, как, н-р, аквариумные.
-Давайте поиграем в игру. Для этого нам нужно разделится на 2 группы: первая будет отбирать хищных рыб, вторая-мирных. (На столе воспитатель раскладывает картинки с изображением рыб или муляжи. Дети отбирают рыб для своих групп, объясняя свой выбор)
III.Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице,
(Сложить ладони вместе, показать, как плавает рыбка)
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить пальцем)
Мы хотим тебя поймать!
(Сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(Показать, как плавает рыбка)
Крошку хлебную нашла,
(Сделать хватательное движение пальцами)
Рыбка хвостиком махнула,
(Снова показать, как плавает рыбка)
Быстро-быстро уплыла.
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1. Рассказ о рыбе по схеме.
-Ребята, вы так много знаете о рыбах. А хотели бы вы рассказать о них кому-нибудь, н-р, родителям или друзьям? Давайте потренируемся? (Воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ о любой из рыб по предложенной схеме, н-р, «Это рыба. Это судак. Он живет в реке. У него есть хвост, жабры, голова, плавники… Это хищная рыба. Питается мальками»)
2. Задание на карточках.
-Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов) Чем он ловит рыбу? (Ответы детей)
-Что еще нужно для того, чтобы поймать рыбу? В этом нам помогут карточки. (На столе у каждого ребенка лежит карточка с изображением различных предметов. Дети должны обвести только те предметы, которые необходимы рыболову, н-р, удочка, сачок, крючок, ведро)
V.Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? На какие 2 большие группы делятся рыбы? Для чего рыбам нужны жабры, плавники? Какие еще части тела рыб вы запомнили?
-Мне понравилось занятие, вы хорошо отвечали на вопросы, правильно справились со всеми заданиями. А вам понравилось?
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Рыбы. Какие они?», М. : «Мозаика-Синтез», 2011г.
2. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», С-Пб. : «Детство-Пресс», 2005г.
3. А. Хвостовцев «Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки», Новосибирск: 2010г.