Зоя Музер
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Знакомство с ненецкой сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжать знакомить детей с литературой разных народов. Расширять знания о жизни народов севера. Обогащать словарный запас. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем.
2. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.
3. Воспитывать любовь и уважение к матери. Способствовать обогащению детско-родительских отношений. Культивировать традицию семейного чтения.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Знакомство с ненецкой сказкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Материалы и оборудование: Коробка, книга «Кукушка», аудиозапись со сказкой «Кукушка», с ненецкой народной мелодией, бумажные платочки, коробка для фокусов, бумажные птички по количеству детей, картонные рыбки по количеству детей
Ход НОД:
В группу входит почтальон и приносит посылку. Воспитатель предлагает посмотреть, от кого посылка и что в ней.
Воспитатель читает: ребятам детского сада №21 с. Александровка от ребят из поселка Синда Хабаровского края.
Воспитатель предлагает посмотреть, что в коробке. Дети достают письмо и книгу.
Воспитатель читает письмо (сопровождается презентацией) :
«Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам за ваше письмо и рисунки! Благодаря вам, мы узнали про ваш теплый край и Азовское море! И нам захотелось рассказать вам про наш северный край и про наш ненецкий народ. Живем мы на севере нашей страны, на берегу Северно-Ледовитого океана.
Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство.
Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами. Приспосабливаясь к кочевому образу жизни, ненцы придумали специальное разборное жилище - чум.
Из оленьих шкур шьют одежду. Ненецкая национальная одежда очень красива! Малица – так называется шуба из оленьих шкур, а национальная обувь называется пимы.
Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере.
Летом ненцы собирают ягоды, грибы, заготавливают их впрок на зиму.
Ненецкие дети очень любят играть в народные игры. В одну из таких игр вы тоже можете поиграть.
П/и "Ертя"-("Рыбаки")
А долгими зимними вечерами ненцы любят рассказывать и слушать сказки. И одну из наших народных сказок мы посылаем вам. Сказка эта называется «Кукушка». Надеемся, что она вам понравится.»
Дети рассаживаются. Воспитатель читает сказку «Кукушка» в сопровождении презентации.
«Жила на свете бедная женщина. И было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжелой заболела она. Лежит в чуме, детей зовет, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит :
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвертый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат :
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.»
Воспитатель:
• Понравилась вам сказка?
• Какая по настроению эта сказка?
• О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?
• Дети помогали матери? Почему женщина заболела?
• Дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?
• Как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку?
• Чем закончилась сказка? Вам жалко детей или вы думаете, что они справедливо наказаны?
• Чему научила вас сказка?
Инсценировка эпизода сказки.
• Как вы понимаете поговорку:
«Птица радуется весне, а ребенок матери»
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на мальчиков из этой сказки? А вы своим мамам помогаете?
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем» (с листочками бумаги).
Происходит волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых кукушек-оригами)
Воспитатель:
- Я надеюсь, что когда вы будете играть с этими птичками, то вспомните сказку «Кукушка» и никогда не будете поступать так, как сыновья из этой сказки. Берегите и радуйте своих родных!