Мурадымова Татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Конспект НОД по обучению грамоте
Звуки [Н], [НЬ], и буква Н
по теме: «Незнайка»
(старшая группа)
Подготовила: Мурадымова Т. А. ,
Учитель - логопед
Чебаркуль, 2018 г.
Тема: «Незнайка»«Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»
Образовательная область: речевое развитие
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звуки [Н], [Н’] и буква Н“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Формы организации: групповая.
Цель: знакомство с понятиями “звук [Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “ буква”.
Задачи:
Развивающая:
Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.
Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.
Образовательная:
Познакомить детей с буквой «ЭН» и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».
Формировать навык слогового чтения.
Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.
Учить звуко - слоговому анализу.
Воспитательная:
Воспитывать инициативность и активность детей.
Методы и приемы:
словесные: объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.
наглядные: демонстрация слайдов (презентации, наглядных пособий.
игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
Проектор, презентация по теме НОД, рабочие листы, цветные карандаши,кубы для выполнения звуко – слогового анализа, разделитель слогов.
Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Ход НОД.
Организационный момент. Мотивация.
Слайд №1
Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.
Логопед: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.
Слайд №2
Незнайка: Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.
А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.
Слайд №3
Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (нос, нора, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].
Слайд №4
Слушайте внимательно. (небо, нитки). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].
Слайд №5
Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.
Слайд №6
На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]? Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.
А в какой домик поселим?
Дети: В домик согласных звуков.
С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.
Слайд№7 Незнайка
Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита, Надежда и т. п.)
Основная часть
А теперь слушайте сказку. Слайд №8
Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили : «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт
Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]
Логопед: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»(так же со звуками [О], [Ы])
Логопед: Слайд №9
Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.
Логопед: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).
Незнайка: Слайд №10
-Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.
Логопед: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ], А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.
Физкультминутка
Слайд №11
рабочие листы
Логопед: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её превратить в зебру. Нарисуем в ней полосочки.
Пропишем букву Н в клеточках, не забывайте пропускать 1 клетку.
раскрасьте шарики, на которых написана буква Н. Соедините их ниточкой с Незнайкой.
слайд №12
Покажем Незнайке, как мы учимся строить звуковые домики с помощью кубиков.
Сколько звуков в слове нота?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных?
Разделим слово по слогам. Построим крышу звукового домика.
Сколько звуков в слове нитки?
Сколько гласных?
Согласных?
Разделим по слогам. Построим крышу звукового домика.
Заключительная часть.
Логопед: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.
Слайд №13