Мурадымова Татьяна
«Сорока — белобока» конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [С] и [С’] и буква «С» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [с][сь]. Буква С
по теме: «Сорока - белобока»
(старшая группа)
Подготовила:
Мурадымова Т. А., учитель - логопед
Чебаркуль, 2018 г.
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи: Совершенствовать звуковую сторону речи.
Публикация «„Сорока — белобока“ конспект НОД по обучению грамоте „Звуки [С] и [С’] и буква „С“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сорока, птица
- Старшая группа
- «Сорока-белобока», потешка
- Темочки
Закрепить навыки четкого произношения звуков /С//Сь/ в слогах, словах, фразах.
Дифференциация звуков /С//Сь/ в словах.
Упражнять детей в умении составлять схему предложения с предлогом, а также её анализировать.
Закрепить графическое изображение буквы С, используя, зрительный кинестетический опыт.
Формировать понимание задачи, поставленной педагогом, желание их выполнять, стремление к успеху.
Предшествующая работа:
Знакомство со звуками /С/,/СЬ/ и буквой С.
Звуко - слоговой анализ и синтез слогов, слов.
Упражнение на развитие фонематического слуха. Определение позиции звука /С//СЬ/ в словах. Учить детей составлять и анализировать предложения, опираясь на схему.
Знакомство детей со схемами предлогов (на, под, в, над, из, с/со)
Оборудование и материалы:
Картинки: Сороки, синицы. Буква С.
Картинки для дифференцирования звуков /С/Сь/.
Картинки «звукарики», наклейки – смайлики, полотно, конверты со схемами предложений, схемы предлогов, картон, корзина.
Ход занятия
1. Орг. Момент. Дети стоят на ковре полукругом
Логопед: Ребята? Какое время года наступило?
Дети: Весна.
Логопед: А весной из теплых стран кто к нам прилетает?
Дети: птицы
Логопед: ребята все верно к нам прилетают птицы. Приготовьте руки на пальчиковую гимнастику.
С наступлением весны,
Птицы прилетают. Спина прямая, машем руками.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся Круговые движения кистями рук.
Журавли летят, торопятся,
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
Логопед: Ребята прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: Какая – то птичка. Сорока!
Логопед: Да правильно вы узнали, к нам залетела сорока, где же она, посмотрим вокруг. Давайте ребята послушаем что – же она говорит.
(в это время включаю голос птицы)
Я орока, летаю и всё – все знаю, на хвосте вести несу, можно я у вас погощу.
Логопед: Как, как она себя называет?
Дети: Орока.
Логопед: А вы слышали, чтобы так птица называлась?
Дети: Нет.
Логопед: Сорока, почему ты себя так называешь?
Молчит, ничего не говорит.
Логопед: Я, кажется, догадалась, сорока ничего не знает о звуке (С).
-Оставайся сорока у нас в гостях, ребята тебе всё- всё расскажут о звуке (С) и ты научишься его говорить.
Научим сороку?
Дети: Да
Логопед: Тогда иди сюда мы тебя на веточку посадим, там ты будешь все видеть и слышать.
Дети рассаживаются на места.
Логопед: Сорока у нас в группе живут звукарики, это человечки такие, они все в разных рубашках.
-Ребята, что обозначают на звукарики?
Дети: разные звуки гласные, согласные.
- Кто назовет 1 звук в слове сорока.
Дети: Звук (С)
Логопед: Слышишь, сорока 1 звук (С) твой, произнесем все вместе ССССС
Логопед: А какой это звук (С,
Ребенок: Согласный, твердый, глухой.
Логопед: Саша выбери нужный звукарик.
Логопед: Дети все правильно?
Дети: Да
Логопед: Ребята, а чем мы можем сороку угостить? (у детей на столах большие семечки)
- С какого звука начинается это слово? А чем он отличается от звука (С)
Дети: Он мягкий согласный.
Логопед: Он глухой или звонкий?
Глухой. В горлышке тихо.
Логопед: Софья выбери звукарик.
-И так давайте все вместе повторим для сороки звуки (С) и (Сь)
(показываю на звукариков) согласный, твердый, глухой и согласный, мягкий глухой.
Логопед: А теперь давайте закрепим знания о звуках (С) и (Сь)
-А ты сорока слушай и запоминай. (Вывешиваю картинки на доску)
- Ребята посмотрите на картинки.
Логопед: Саша назови картинки. Сережки, самокат, сова, сердце.
Логопед: В каких словах слышится согласный твердый звук (С)
Дети отвечают.
Логопед: Алена подойди к доске, найди нужных звукариков.
Логопед: В каких словах слышится согласный мягкий звук (Сь)
Дети отвечают.
Логопед: Артем подойди к доске, выбери нужных звукариков.
Дети всё правильно?
Дети отвечают.
Логопед: Ребята вы так быстро и правильно справились заданием и так доступно объяснили сороке про звуки (С) и (Сь) что она всё поняла.
Логопед: Мы сорока пока тебя учили, немного подустали, сейчас отдохнём и опять тебя учить начнем. Ребята, а вы знаете птиц со звуком (С?
(Дети отвечают)
Логопед: Вот сорока сколько птиц со звуком (С)
-А у нас физ – минутка называется «Шустрая синица».
-Посмотри как умеют отдыхать дети.
Скачет шустрая синица,
Её на месте не сидится,
Прыг – скок, прыг- скок,
Завертелась как волчок
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тень – тень - тень.
Логопед: А сейчас мы что – то покажем сороке (показ схемы предложения)
-Дети, что это такое?
Ребенок: Схема предложения состоит из 4 слов.
Логопед: Давайте поучим сороку правильно составлять предложения, эти предложения будут не простые, а с маленькими словами – предлогами.
- Для этого задания, положите возле себя схемы и предлоги.
- Назовите предлоги.
Дети: на, над, в, из.
Логопед: Сначала мы будем придумывать про тебя сорока.
- А теперь послушайте предложения про других птиц и если надо исправьте.
-Скворец сидит под скворечником. (Скворец сидит в скворечнике).
-Аист летит из полем. Аист летит над полем.
-Скворец вылетает от скворечника. (Скворец вылетает из скворечника).
-Ребята, а какое предложение вам понравилось больше всего. Давайте выложим схему предложения на полотне.
Дети выкладывают.
Логопед: А хотите ещё?
Дети называют предложение и выкладывают схему.
Логопед: Ребята вы и с этим заданием справились и сороку научили.
- Ой, я кажется что – то слышу
Голос сороки :
Ребята, ура! Я благодаря вам научилась говорить звук (С).
Слушайте, как я могу СССорока. Я никогда не видела букву С
покажите её мне, пожалуйста, уж очень хочется на неё взглянуть, какая она моя буква С.
Логопед: -Ребята, а вы помните как выглядит буква С, на что она похожа?
Дети: На месяц, подкову, пол – сушки, на дверную ручку.
Логопед: У вас на столах смайлики - наклейки и цветной картон. Наклейте смайлики в виде буквы С на картон.
Порадуйте сороку покажите ей букву.
Голос Сороки :
Ребята, вы меня так порадовали, оказывается моя буква
такая красивая, блестящая, я теперь её никогда не забуду. Я вас тоже отблагодарю. В раздевалке, для вас сюрприз.