Мустафаева Зоре Зубеировна
Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»
Программное содержание :
• закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх
• Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
• Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте на тему „Звуки [Н], [Н’], Буква Н, н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
• Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
• Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
• Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать фонематическое внимание и восприятие;
• Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
• Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
• Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», картинки из сказки «Три поросенка», мяч, шесть конвертов с наборами фишек красного, синего, зеленого цвета,буквы.
Ход занятия
1. Организационный момент:
(ребята с воспитателем заходят в зал)
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Дети стоят в кругу
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся (Ребята берутся за руки, сжимают руки)
- Дети, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?
- Тогда располагайтесь по - удобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
- Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.
- Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их?
- Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся
- Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят?
- Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?
- Правильно, звук [н]. А какой он?
- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
-А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?
- Нет, в одном имени звук [нь], а в другом [н].
- А звук [нь] какой?
- Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.
- А какие еще бывают звуки? (гласные)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)
Воспитатель: итак сегодня мы будем говорить о звуках Н и НЬ. И наши поросята пришли не с пустыми руками и хотят поиграть и с вами и с этими звуками. Хотите?
1. Дидактическая игра «Чистоговорки-добавлялки» :
- Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса? Откуда они? Из леса?
(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)
• На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
• На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
• На! На! На! Россия – любимая (страна).
• Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
• Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
• Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
• Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
• Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
- Правильно! Молодцы! А теперь поросята хотят поиграть с вами с мячом. Поиграем? (Да.)
2. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом :
- Ребята, встаньте за стульчиками. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].
На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны
Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын
- Молодцы! Садитесь на свои места.
3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации) :
- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?
• Нитки, ночь, низкий, Никита
• Сын, конь, пень, огонь
• Батон, олень, океан, трон
• Нос, ногти, носки, нитки
• Коньки, санки, танки, конфеты
• Книга, линейка, карандаш, земляника.
4. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]» :
• н, п, б, н, м, м, н. ;
• на, па, ан, он, мы, ну. ;
• Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
• Какой звук слышится в словах : Нитки, небо, няня
А сейчас ребятки наши поросяты хотят немного отдохнуть. Давайте в месте с ними сделаем физминутку
5. Физминутка «Поросенок пятачок»
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок)
Молодцы, присаживаемся на свои места. Скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим)
- Из каких элементов состоит буква Н?
- Из двух длинных палочек и одной короткой.
Воспитатель : Ребята, а поросята пришли не одни, а с буквами. Давайте их подружим
6. Чтение слогослияний с буквой Н
- Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком.
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце : (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале : (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ
7. Отгадывание загадки:
- Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:
Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра … (Кони).
8. Звуковой анализ слова «КОНИ»
- Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).
- Какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку твёрдого звука [К].
- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).
- Какой это звук : гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [О].
- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).
- Какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку мягкого звука [Нь].
- Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).
- Какой это звук : гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [И].
Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
- Ребята, молодцы. А сейчас поиграем с мячом на ковре в нашу любимую игру
«Скажи наоборот»
Налево – направо
Высоко – низко
Высушить – намочить
Под – над
Вверху – внизу
Потерять – найти
10 Подведение итогов занятия :
- Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н.
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).
- А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?