Зарема Туккаева
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [М], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буква М, звук М.
Программное содержание :
1. Образовательные задачи:
учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, позицию звука в слове (начало, конец);
закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
активизировать глагольный словарь.
2. Развивающие
задачи:
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.
3. Воспитательные
задачи:
воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
4. Новые технологии развивающего
обучения :
Игровые, здоровьесберегающие,
6. Оборудование:
картинки: муравей, мышка, мухомор, малина,
картинки со звуком М и без звука, большая и маленькая, печатная и прописная буква «М», мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка, картинки изучаемым звуком : мак, самовар, дом, рыбка, метла, знак: «галочка».
7. Предварительная работа:
Заучивание слов пальч. гимнаст. «Мы писали, мы писали…», физкультминутки «петушок»; игры с разрезным алфавитом :составление и чтение слогов, Д/ и: «Найди картинку со звуком», «Раздели слова на слоги», выкладывание пройденных букв из счётных палочек, работа в прописи и в тетради.
8. Словарная работа:
Галочка (используют также птичка или галка) — это знак,, , и т. д.) для обозначения согласия или включения, учёта. Например, «да; проверено», «да; правильный ответ», «да; использовать», «исполнено/выполнено» и тому подобное.
Методы и приёмы.
1. Организационный момент: Загадки.
(около фланелеграфа)
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех.
(Муравей) Эта маленькая крошка
Рада хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышка)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)
Картинки - отгадки найти среди множества картин на фланелеграфе.
II. Основная часть.
(на паласе)
1. Артикуляция звука.
- Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.
Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.
– А какие еще звуки вы уже знаете? (А,О,У)
– Какие они? (Гласные)
– Почему их называют гласными?
Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.
2. Знакомство с буквой «М».
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем,
Получилась буква «М».
Попросить детей написать букву пальчиком в воздухе.
3. Физкультминутка «петушок»
Встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Влево наклонился, вправо наклонился,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Он чуть-чуть попрыгал,
И немного пошагал.
1,2,3,4,5,
Клювиком почистил лук
И скорей за парту плюх.
4. Д/и «Найди картинку со звуком «м».
(около мольберта или фланелеграфа)
В словах: мак, самовар, дом, рыбка, метла
определить: где звук М – в начале или конце слова;
как мы произносим: мягко или твёрдо.
Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали.
5. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).
му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.
муха, машина, мышка.
6. Д/и «Подбери слово-действие» (предложить детям выполнить слова -действия)
Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…
7. Работа в тетради.
Напомнить детям, что мы печатаем (работаем с печатными буквами) буквы, показать прописную букву. Предложить напечатать букву «М» большую, маленькую.
Дети в процессе работы выполняют пальчиковую гимнастику «Мы писали, мы писали…» .
III. Итог занятия.
Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Где в слове может стоять звук «М»? Какой она может быть? (Мягкой, твёрдой).