Наталья Селезнева
Картотека игр для детей младшего возраста с нарушением зрения для создания ситуации успеха
Картотека игр для детей младшего возраста с нарушением зрения для создания ситуации успеха посредством использования игровой технологии
«Открой себя! Открой мир вокруг себя!
Селезнева Н. Ю., воспитатель
МБДОУ № 146 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
Публикация «Картотека игр для детей младшего возраста с нарушением зрения для создания ситуации успеха» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Ситуация успеха. Образовательная технология
- Темочки
Игры для детей важны для всех детей, в том числе и для слабовидящих. Дети очень любят играть, и в то же время игры являются для них мощным инструментом развития и познания окружающего мира. Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной ориентации считается игра, т. к. в игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. Особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». В игре с детьми младшего дошкольного возраста создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. Данные игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков.
Игры для детей с нарушением зрения могут быть весёлыми и полезными, поощряйте их к активному участию. Представленные коррекционные игры могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями компенсирующих групп для лечения и профилактики зрения.
Игры для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения :
«Фокусник»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственное мышления, творческие способности
Материалы и оборудование: 4 прозрачные баночки (небольшие)
Игровые правила: 4 баночки: на крышке каждой баночки гуашь густая. Ребенок должен потрясти каждую баночку с водой, вода в баночке обретает цвет.
«Разноцветные мячи»
Цель: физическое развитие и формирование эмоциональной сферы
Материалы и оборудование: разноцветные мячи 10-12 шт., 1 таз с водой, 1 таз пустой
Игровые правила: при помощи ног ребенок зажимает мячи и перекладывает в пустой таз.
«Снежки»
Цель: учимся соблюдать последовательность действий
Материалы и оборудование: 6 детских ведерок, 3 обруча, 3 снежка из поролона
Игровые правила: в ряд 3 обруча лежат на полу, напротив друг друга ведра, снежки расположены на ведрах в разных последовательности справа-налево, влево -направо. Ребенок должен прыгнуть из обруча в обруч на двух ногах и переложить снежок.
«Супер игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия
Материалы и оборудование: игрушки, предметы любые, скотч любого цвета
Игровые правила: на столе разложены разные игрушки, предметы приклеены скотчем, цель ребенка оторвать скотч от игрушки или предмета.
«Цветная перчатка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия
Материалы и оборудование: перчатка прозрачная, мягкие разноцветные шарики (5 цветов)
Игровые правила: при помощи пальцев ребенок должен разложить цветные шарики и переместить в каждый отдельный пальчик.
«Грибочки»
Цель: развитие сенсорных способностей, речевой активности, внимание, целеустремленность, закрепление большой -маленький, цвета (синий, зеленый, желтый, красный)
Материалы и оборудование: деревянное поле (полянка, где расположены грибочки, грибочки деревянные по цветам (красный, зеленый, синий, желтый)
Игровые правила: умение правильно находить для каждого грибочка соответствующую по цвету «полянку».
«Изучаем геометрические фигуры»
Цель: закрепляем цвета (красный, зеленый, синий, желтый); развиваем мелкую моторику, мышление, память, внимание, логику, усидчивость
Материалы и оборудование: деревянные геометрические фигуры, деревянные домики для фигур
Игровые правила: нужно найти геометрическую фигуру по цвету и положить в домик.
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия
Материалы и оборудование: Пинцет, прищепки, пробки пластиковые, разноцветные шарики, 3 тазика, 1 баночка
Игровые правила: при помощи пинцета ребенок зажимает пробки пластиковые, цветные шарики и перекладывает с одной баночки в другую, при этом тренирует щипковый захват пальцев.
«Собираем пазлы - половинки»
Цель: развитие у ребенка внимание, память, мышление, мелкая моторика рук, фантазия, усидчивость.
Материалы и оборудование: развивающие пазлы-половинки
Игровые правила: ребенок соединяет пазлы-половинки по изображению предметов. В игровой форме ребенок, выучит стих о животных, фруктах, транспорте и предметах, пополнит словарный запас.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие внимания, усидчивости, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тактильные ощущения, развитие координации мелких мышц рук.
Материалы и оборудование: 2 тазика, фасоль, бобы, игрушки «Киндер-сюрприз»
Игровые правила: вниз тазика положить мелкие игрушки, засыпать фасолью, бобы. Ребенок должен опустить руки в фасоль и найти все игрушки «Киндер-сюрприз».
«Цветные автомобили»
Цель: развивать и активизировать речь детей, развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом)
Материалы и оборудование: 4 заламинированные машины без колес (красный, желтый, синий, зеленый, отдельно 8 цветных кружков для колес
Игровые правила: разложить цветные машины без колес, ребенку нужно по цвету подобрать цвет колес под цвет машины.
«Цветные карандаши»
Цель: развивать и активизировать речь детей, развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет)
Материалы и оборудование: 1 лист бумаги заламинированный на нем (нарисованные цветные карандаши, 7 цветных карандаша к каждому карандашу цвету найти по три картинки на липучках
Игровые правила: разложить цветные картинки в разброс, ребенку нужно под цвет подобрать к каждому карандашу картинку и приклеить на липучку.
«Цветные стаканчики»
Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом)
Материалы и оборудование: стаканчики 12 шт. (красный, желтый, синий, зеленый)
Игровые правила: разложить цветные стаканчики по цвету (стаканчик в стаканчик).
«Цветочная полянка»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственное мышления, творческие способности
Материалы и оборудование: конструктор-головоломка «Цветы»
Игровые правила: при помощи крупных и мелких деталей дети создают цветочные клумбы, букеты и т. д. при этом учатся понимать объемные формы 3D.
«Наряди матрешку»
Цель: учить запоминать геометрические фигуры, группировать предметы по цвету, соотносить фигуры по форме методом наложения
Материалы и оборудование: заламинированная Матрешка, 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Игровые правила: на матрешку из бумаги, методом наложения выложить геометрические фигуры по контуру, если все геометрические фигуры закрыты, игра закончена.
Игра «Разбей скорлупу яиц»
Цель: развитие тактильного восприятия, координация контроля движений рук и глаз, мелкой моторики
Материалы и оборудование: лоток от яиц, скорлупа от яиц 30 шт., прозрачная бумага, детский молоточек
Игровые правила: на лоток от яиц разложить скорлупу, обернуть лоток прозрачной бумагой, задача ребенка молотком разбить каждую ячейку, где лежит скорлупа
«Разноцветные крышечки»
Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом, развивать эмоциональный положительный настрой
Материалы и оборудование: разноцветные крышечки 15-20 шт., ( цвет: красный, желтый, зеленый, синий, 4 тарелочки ( цвет: красный, зеленый, желтый, синий) 1 таз с водой, 2 шт., ситечко хозяйственное с ручкой
Игровые правила: при помощи ситечко ребята должны крышечки разложить по цвету тарелочек.
«Игры с губками для мытья посуды»
Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом); развивать тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, координацию мелких мышц рук
Материалы и оборудование: поролоновые губки для мытья посуды разных цветов, зубочистки, Шпажки цветные (для бутербродов, палочки для -Суши-роллов, детские силиконовые мини - пирожные
Игровые правила: по желанию детей взять Шпажку, Зубочистки, палочки Суши вставить в поролоновые губки, из детских силиконовых мини – пирожных составить кулинарную композицию