Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Неваляшке Насте
Не страшны напасти,
Слезы лить не станет –
Упадет, так встанет,
И предпочитает всем
Букву алфавита…
(Н)
Воспитатель: Правильно, слышится звук Н
Звук Н- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Темочки:
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Н»
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет Матвей
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Матвей букву Н на втором этаже, под буквой М
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Матвей: синею и зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Матвей : потому что Н- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Воспитатель: Теперь Матвей найди в словах звук Н и напиши букву Н. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
Матвей:
Банан-Н, согласный звук, звонкий, твердый, находиться в середине и в конце слова, пишем синим цветом.
Ножницы - Н, согласный, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Книга- Н, согласный, звонкий, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым цветом.
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Матвей предметы со звуком Н. что ты нарисовал?
Матвей: луна, нос, солнце
Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Саша и Ольга?
Оля: машина, неваляшка, насос
Саша:Ваня, карандаш, окно
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Он, она, они»
Цели: Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы; повторить названия зимующих птиц и тренировать умения ребенка их различать. Учим соотносить местоимения он, она, они с существительными и глаголами. Закрепляем умение выделять в слове заданный звук и различать согласные мягкие и твердые.
Ход игры
Ребенок называет изображенных птиц и делает обобщение зимующие птицы. Читает слова над картинками и стрелками указывает к какой птице относится. Предложить ребенку объяснить, что делает каждая птица. Ребёнок отвечает короткими предложениями: Ворона каркает. Воробей клюет и т. д. Затем существительные заменяется местоимениями (Она каркает, он клюет) Можно ребенку предложить подробнее рассказать о жизни одной их зимующих птиц. Ребенок называет буквы, написанные под картинками и обводит по точкам одну из них синей, другую зеленой, определяет, какой звук мягкий или твердый –звучит в названии каждой птицы и соединяет стрелкой изображение и соответствующую букву (зеленая буква –мягкий согласный Н в слове, синяя Н-твёрдый согласный).Ребенку предлагается найти лишнюю птицы и объяснить свой выбор (воробей и голубь, лишнее потому что в этих словах нет Н. В заключении рисунки раскрашиваются
6. Игра «Слово-перевертыш» (Ребус)
Цели. Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами»,читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом и синтезом слова.
Ход игры. Ребенок читает и записывает (в части А) данное слово (сон, пробует догадаться, что может обозначать стрелка над словом. Объясняем, что с помощью стрелки задано новое слово. Его можно отгадать, прочитав слово наоборот либо поменяв указанные буквы местами. Так ребенок отгадывает, что нарисовано рядом с помощью точек (нос). Он обводит рисунок по точкам, пишет (в части Б) отгаданное слово. Теперь ему дается задание с помощью получившейся картинки самостоятельно составить ребус к слову носик: рядом с данным рисунком (нос) справа ребенок пишет буквы И и К, сам разгадывает свой ребус, нарисовав и подписав к нему ответ (НОСИК). Игра завершается составлением к написанным словам звуковой и слоговой схем.
7. Игра «Узнай и напиши»
Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв.
Ход игры. Ребенок находит в данном рисунке и записывает знакомые буквы П, Н, X, У, И, А, М, Т, К. Спрашиваем, что общего в написании этих букв. (Они написаны с помощью прямых линий.) Взрослый предлагает вспомнить, каких знакомых букв нет в этом рисунке и почему. (Нет О, С, 3: для их написания нужны закругленные линии.)
Ребенок выписывает буквы, вошедшие в рисунок, и составляет из них слова (например: МАМА, ПАПА, НАТА, ХАТА, МУХА, МУКА, ПИКА, НИТКА и т. д.).
8. Игра «Кормушка»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед,у (около).Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор.
Ход игры. Рассмотрев изображенных птиц, ребенок выбирает «лишнюю» и объясняет свой выбор (ласточка — перелетная птица, остальные — зимующие). Взрослый предлагает догадаться, что нарисовано на соседней картинке (кормушка для птиц, и объяснить, зачем она нужна.
Взрослый объясняет, что в этой игре зимующие птицы прилетели к своей кормушке. Каждая птица заняла свое место (кружок). Ребенок сам сможет разместить птиц, раскрасив кружки возле птиц и на рисунке с кормушкой в определенные цвета. Например: над кормушкой — синий цвет, под— красный, в кормушке — зеленый, на — желтый, за кормушкой — оранжевый, перед— коричневый, укормушки — серый. Затем ребенок рассказывает, где находится каждая птица. Проверив понимание и правильность употребления предлогов, можно предложить ребенку самому нарисовать зимующих птиц возле кормушки.