Тамара Муминова
Конспект занятия, посвященное Дню российской науки «юные ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий, способствующих развитию познавательного интереса к научной и учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- объяснить, кто такой «ученый»;
- познакомить с некоторыми известными русскими учеными, их открытиями и изобретениями;
- развивать познавательно-исследовательские способности и активность воспитанников;
- формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развивать творческое и логическое мышление, а также воображение.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, 8 февраля, в России отмечается День науки. В этот день мы говорим о ученых, их достижениях и о том, как важны их открытия для нас, для нашей страны и для всего человечества. Наука — это деятельность человека, направленная на познание нового. Ученые занимаются изучением, проводят различные исследования и наблюдения. Люди, посвятившие себя науке, называются учеными.
Профессия ученого — это одна из многих. Выбор профессии — это серьезный и ответственный шаг, ведь, выбирая ее, человек определяет свое дело на всю жизнь. Все профессии имеют значение! Каждый человек выполняет свою работу.
- Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает сыграть в игру «Кто, что делает?» Учитель — обучает детей; врач — лечит людей; повар — готовит еду; водитель — управляет автомобилем или автобусом; воспитатель — воспитывает детей; рыбак — ловит рыбу; парикмахер — стрижет и создает прически; продавец — реализует продукты и различные товары.
Воспитатель:
- Чем занимаются ученые? (Ответы детей). Верно, ученые занимаются наукой.
Профессия ученого очень важна: без них люди не смогли бы лечить болезни, не знали бы о космосе и планетах, а также не могли бы назвать растения. Если человека называют академиком или профессором, значит, он является ученым. Ученые обладают обширными знаниями и могут многое объяснить, потому что постоянно учатся, много читают и наблюдают за окружающим миром.
Наука о числах называется математикой, а специалисты в этой области — математики; наука о веществах — химия, а ученые, занимающиеся ею, — химики; наука, изучающая движение, — физика, а ее представители — физики; наука о живых организмах — биология, а ученые в этой области — биологи.
Ученые исследуют мир. Географ изучает моря и горы, астроном — планеты и звезды, и знает о созвездиях. Математик увлечен своей работой и помнит все теоремы. Историк изучает прошлое и нашу древнюю страну. Я тоже мечтаю стать ученым и узнать много нового!
Существуют различные науки, которые исследуют и получают знания о таких явлениях, как гром и скорость ветра, грибы, Вселенная, вулканы, украшения, здоровье, транспорт, питание и навыки общения. Ученые могут быть инженерами, историками, врачами или физиками.
Конструкторы — это ученые, занимающиеся проектированием ракет, самолетов, подводных лодок и других сложных механизмов. Существуют ученые-учителя, строители, военные, писатели, а также специалисты в области рекламы и робототехники. Ученые работают в лабораториях, проводят исследования и эксперименты, создают библиотеки и пишут энциклопедии, о которых можно узнать из книг.
Дети, сегодня я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в лабораторию, где мы проведем эксперимент под названием «Подводная лодка».
ОПЫТ. «Подводная лодка».
Для демонстрации нам понадобятся: две полулитровые банки и одна литровая, два яйца, соль и вода.
Процесс эксперимента:
Наполните одну банку чистой водой и опустите в нее сырое яйцо — оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды) и опустите туда второе яйцо — оно будет плавать.
Объяснение: Это происходит потому, что соленая вода имеет большую плотность, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Теперь положите яйцо на дно литровой банки. Постепенно добавляя по очереди воду из обеих маленьких банок, вы сможете создать такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть, а будет находиться в состоянии невесомости посреди раствора.
После завершения эксперимента можно продемонстрировать фокус. Подливая соленую воду, вы заставите яйцо всплывать, а добавляя пресную воду — оно будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличаются, и это создаст удивительный эффект.
ОПЫТ «Танцующая фольга».
В этом эксперименте дети использовали расчёску. Наэлектризованная расчёска заставила фольгу «танцевать».
ОПЫТ «Окрашивание воды».
На занятиях по изобразительному искусству вас научили смешивать краски и создавать новые оттенки. Какая краска хорошо растворяется в воде? (Дети: акварель).



- У меня есть две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится при их смешивании? (Дети: зеленый).
- Давайте проверим! (Два ребенка выходят на сцену и с помощью пипетки в прозрачных стаканчиках готовят растворы желтого и синего цвета; одновременно они выливают свои растворы в третий стакан, и мгновенно получается зеленый цвет). Однако не всегда в воде получается тот цвет, который мы ожидаем. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют по-особенному.
1. В колбу с водой добавляем каплю йода — в результате получаем жёлтую жидкость.
2. Затем вводим белый порошок крахмала, и вода становится синей.
- Ребята, как вы можете охарактеризовать учёных? (Ответы детей: внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
- Что такое наука? (Ответы детей)
- Почему важно проводить эксперименты? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
- Что показалось вам сложным? (Ответы детей)
- Спасибо вам за сотрудничество. Теперь вы знаете, кто такие учёные и что такое наука. А теперь возвращаемся в группу из лаборатории.