виктория мильо
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Правописание мягкого знака в конце и середине слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс: 2
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель: формировать орфографический навык учащихся основываясь на алгоритм, познакомить детей с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение распознавать в словах мягкий согласный звук и обозначать на письме с помощью мягкого знака.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу; интерес к предмету; внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
1)принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
2)осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
3)оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
1)осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
2)ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
3)устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
Коммуникативные УУД:
1) слушать собеседника и понимать речь других;
2) работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему
3) решению в совместной деятельности;
4) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД:
1)понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2)быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, часть 1 (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);
раздаточный материал для работы в парах.
Ход работы
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД
Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности Здравствуйте!
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок русского языка. Запишите число,кл. работа в тетрадях Приветствие.
Эмоциональный настрой.
Записывают число. Р:2;
Л: 1;
К: 1,2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Чистописание.
-Кто догадался, какую букву будем писать?
Вспомним написание. Письмо в воздухе.
- Где во всех этих словах стоит мягкий знак?
Пропишем их.
Загадка:
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
-Наконец-то мы можем сказать, что пришла зима. Мы отправимся по зимней дороге знаний. Продолжим делать наши маленькие открытия!
- Послушайте песню и скажите
- О какой тройке лошадей в ней говорится?
(прослушивание фонограммы)
- Что же это за тройка прилетела?
-К нам Зима пришла в гости не одна, а со своими верными слугами, зимними месяцами.
А в каком порядке они идут по календарю?
-Произнесите последний звук в этих словах? Какой он?
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Какие задачи стоят перед нами?
-Сформулируйте тему урока. Прописывают в своих тетрадях
ь ь
сь нь рь ль ть
декабрь январь февраль
Зима
Ответы учащихся
познакомиться с (орфограммой ь);
- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным.
- учиться правильно (писать слова с ь)
- учиться писать слова с этой орфограммой.
- учиться переносить слова с Ь в середине слова.
Писать слова с ь в середине и в конце слова. П: 1,2;
Л: 1;
К: 1,2.
Этап выявление места и причины затруднений Сколько в слове декабрь букв? Звуков? Почему?
Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
Откроем учебники на стр 126 и сравним наши выводы с учебником
Прочитаем правило
Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:
Вывод
Приведите примеры слов, когда появление мягкого знака меняет.
Составьте из слов предложение (слайд)
Снег, первый, землю, ковром, пушистым, укутал. не может стоять в начале слова.
- у неё нет собственного звука,
- может влиять на звук, стоящий перед ней,
читают правило о ь знаке
читают стихотворение
мягкий знак влияет на смысл слова.
приводят свои примеры
запись с комментированием
подчеркнуть основу предложения
Первый снег укутал землю пушистым ковром. Р:1, 2, 3;
П: 1,2;
Л: 1;
К: 1,2.
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации Зиме захотелось поиграть в снежки первым декабрьским снегом, а они попали в слова
Давайте с помощью вееров с гласными вставим пропущенные буквы:
Что это за слова? Какие слова относятся к словарным? Как узнать их написание?
- Какое слово лишнее? Почему?
Запишите слова в тетрадь по вариантам: 1в. -с ь на конце, 2в. – с ь в середине.
Физминутка пальто, медведь, октябрь,
учительница, воробей,
тетрадь, мальчик, мебель, коньки.
ответы учащихся
работают по вариантам.
подчеркивают в словах мягкий знак.
Физминутка П:2;
Р: 4;
П: 1,2,4;
Л: 1;
К: 1,2.
Реализация построенного проекта Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
Измените слова так, чтобы они называли один предмет (образуйте от данных слов единственное число).
А сейчас поупражняемся в переносе слов с мягким знаком. В этом нам поможет учебник.
Как можно перенести слова с мягким знаком? (алгоритм)
Упр. 204 стр. 126
почему в конце слова пишется ь?
что он показывает?
запишите данное упражнение себе в тетрадь медведь, гусь
лебедь, тюлень, конь, голубь, рысь.
ответы учащихся
ьв конце слова обозначает мягкость согласного
выполняют упр. 126 П: 1, 2, 3;
Р: 2,3;
Л: 1;
К: 1,2.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Парная работа с переносом слов с ь.
Зима – волшебница. Мы тоже побудем в роли волшебников. Спрячьте ь так, чтобы он стоял в середине слова. Запишите в тетрадь каждый еще по 2 слова с Ь в середине слова.
Давайте еще раз проговорим:
На что влияет ь знак?
Как можно перенести слова с мягким знаком?
Какое место занимает Ь в словах?
Какую роль играет Ь в словах?
Выполняют задаиние
мягкий знак влияет на смысл слова
Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко. П: 1, 2, 3;
Р: 3;
П: 1,2,4;
Л: 1;
К: 1,2.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Прочитайте упражнение 207. Что вы представляли, читая стихотворение? Как поняли первое предложение?
– Какое слово с мягким знаком нельзя перенести? Почему?
Выполните данное упражнение в своих тетрадях
- Выпишите слова с ь, разделите их для переноса.
В конце урока сдаем мне на проверку тетради Маль-чишек,
конь-ками.
– Нельзя перенести слово льдом, так как оно состоит из 1-го слога
Выполняют упражнение П: 1, 2, 3;
Р: 3;
Л: 1;
К: 1,2.
Этап включения знаний и повторения Какую роль выполняет ь знак?
Где и почему пишется ьв словах
Оцените, чему вы научились на уроке:
Я научился…
Я понял…
Я смогу…. обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.
ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
П: 1,2,4, 5;
Л: 1;
К: 1,2.
Рефлексия учебной деятельности. Запишите д. з в свои дневники
стр. 125 правило; упр. 208 Записывают дз П: 2, 5;
Л: 1;
К: 1,2.