Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Щ] и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Щ
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель;
Не получится борща,
Если нет в нем буквы.
(Щ)
Воспитатель;
Определите: гласный или согласный? Какой он если во рту есть преграда когда мы его произносим? (согласный)
Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Щ].
Скажите, какой по характеру звук [Й]?
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Щ] и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Вывод: Звук [Щ ] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет Трофим
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Это буква Щ давайте её рассмотрим. Из скольких линий она состоит? (5). На, что она похожа? (ответы детей).
Посмотрите, как она пишется (пишет букву Щ сверху вниз коментируя свои действия).
- Давайте напишем её в воздухе пальцем вместе со мной (пишут).
- А теперь вылижете её у себя на столах из пяти палочек. (выкладывают).
- Прописывание буквы Щ в тетрадях Ребята.
Посели Трофим букву Щ на втором этаже, под буквой Х, над буквой Ц, за буквой Ш
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Трофим: зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Трофим : потому что Щ- согласный, глухой, бывает только мягким
Воспитатель: Теперь Трофим найди в словах звук Щ и напиши букву Щ. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
1. Приозносим слова:
Щетка;Щ- согласный, глухой, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Плащ;Щ- согласный, глухой, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым
Ящерица;Щ- согласный, глухой, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым
2. В пустых клетках, рисует предметы со звуком Щ
Щука- согласный, глухой, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Щавель- согласный, глухой, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Прищепка- согласный, глухой, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым
Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Даша и Женя?
Даша: Лещ, Щука, Клещ
Женя: Щипцы, щеголь, щука
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игровое упражнение «Рыбы»
Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание ребенком буквы Щ. Тренируем в выделении и определении места Щ в слове, закрепляем знания об этом звуке. Закрепляем знания о рыбах, умение узнавать и называть их по картинкам, дифференцируя речных и морских рыб.
Ход игры. Ребенок называет изображенных на рисунке рыб, находит среди них лишнюю и объясняет свой выбор. (Акула лишняя, так как это морская рыба, остальные речные.)
Ребенок узнаёт и дописывает по точкам буквы Щ в кружке. Взрослый даёт задание: провести стрелки от буквы Щ к тем рыбам, в названиях которых есть звук Щ (лещ, щука). Ребенок должен сказать, в какой части слова находится Щ.
6. Игра «Щука и лещ»
Цели. Закрепляем знания ребенка о звуке и букве Щ, правила написания слогов ЩА, ЩУ. Тренируем в умении читать небольшие стихотворные тексты. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение узнавать и заканчивать по точкам знакомый рисунок.
Ход игры. Ребенок узнает на рисунке и дорисовывает леща и щуку, составляет небольшой рассказ по сюжету картинки. Взрослый дает задание: выбрать из предложенного ряда букв необходимые для составления слогов ща, щу. Ребенок зачеркивает ненужные буквы (я, ю, объясняет свой выбор, дописывает слоги ща, щу и выполняет их звуковую схему. Затем ему предлагается прочитать текст и вставить пропущенные в словах буквы.
7. Игра. «Собери буквы и составь слова»
Цели. Закрепляем умение писать знакомые буквы, различать Ш и Щ, Е и Ё. Тренируем навык составления слов из предложенных букв — ерш, лещ. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Взрослый объясняет, что если из заданных элементов правильно «собрать» буквы, то можно составить названия двух речных рыб. Ребенок «собирает» «рассыпавшиеся» буквы, составляет из них слова лещ, ёрш, записывает их, выполняет звуковую и слоговую схемы.
В заключение ребенку можно предложить самостоятельно нарисовать этих рыб.
Итог занятия.
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Щ].
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!