Елена Ионкина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Игры с Цветиком-семицветиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Игры с Цветиком-семицветиком»
Методика дошкольного образования (образовательная область) :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Подготовка к обучению грамоте. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цели:
Обучающие :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
6. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Развивающие:
1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :
Наглядный материал: Цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
- буквы – ш,к,о,л,а,с,н,у,п,и;
- карточки с цифрами 1,2,3.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
Молодцы!
(Звенит звонок)
Воспитатель.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все садимся на места,
Ждут нас славные дела.
Ждут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Дети садятся на свои места
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Воспитатель. Вот так сюрприз. Мудрая Сова прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, что же за задание в нем находится.
1. «Отгадай загадку»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Воспитатель. Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.
Дети. Буквы.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас на вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?
(один ребенок выполняет задание у доски).
На доске картинки
шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.
Воспитатель. Ребята, что вы видите?
Дети. Шар.
Воспитатель. Какой первый звук в слове «Шар»?
Дети. Звук [ш].
Воспитатель. Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш К О Л А
Воспитатель. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети. Школа.
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.
Отрываем лепесток под цифрой 2 и читаем следующее задание.
2. «Отгадай загадку».
Он для ручек домом стал.
Называется. (пенал).
картинка – отгадка: картинка ПЕНАЛ
Воспитатель. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Приступаем к следующему лепестку под цифрой 3. А там задание такое:
3. «Составьте предложения по картине».
На доске отображается картина «В школе».
Дети составляют предложения по картине.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!
Физминутка.
Теперь немного отдохнём,
Физминутку проведем.
Все сейчас тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток с цифрой 4. Слушайте задание.
4. «Где прячется звук [р]?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук [р] : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки, после чего рядом появляется картинка – отгадка.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток под цифрой 5. А там вот такое задание.
5. «Допиши буквы».
Воспитатель. Откройте конверты под номером 3. Там находятся карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.
Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка.
Воспитатель. Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке.
А нас ждет следующий лепесток под цифрой 6. Что же в нем за задание?
6. «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. В конверте под цифрой 4 вы найдете таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
На доске появляются картинки.
Дети определяют количество слогов в данных словах.
Воспитатель. Молодцы. Все верно. И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Отрываем и читаем.
7.«Составь слова из слогов».
Слоги эти вы прочтите,
И слова из них сложите.
Воспитатель. Итак, сейчас вы видите слоги. Ваша задача, прочитать слоги и составить из них разные слова. Кто смелый?
На доске слоги, расположенные вразброс.
Дети читают и составляют из них слова.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Зазвенит сейчас звонок,
Вот окончен наш урок!