Мария Рожина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Снегурочке»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем Снегурочке
Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе
Составила воспитатель Рожина Мария Емельяновна,
высшая квалификационная категория
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей с согласной буквой «с» (заглавной и строчной).
2. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слов.
3. Расширять и систематизировать знания о предложении, делении предложения на слова и составлении графической записи предложения.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Поможем Снегурочке“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.
Оборудование: карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е; наборное полотно; стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «С» («С’»); демонстрационные и раздаточные карточки для составления схемы предложений; демонстрационные и раздаточные карточки для звукового анализа слова; тетради (карточки) в клетку; простые карандаши по количеству детей, снежок - мяч белого цвета или обклеенный ватой; картина «Зима. Зимние забавы», портрет Снежной Королевы, рукавица со снежинками-заданиями, игрушка Снегурочка.
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.
Предварительная работа: разучивание игры «Снеговик»; дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»; рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; печатание знакомых букв в тетрадях в клеточку; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Перед занятием проводится игра малой подвижности «Снеговик».
Из холодного снежка
Слепим мы снеговика.
Он огромен и сердит
Во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять
Будешь с нами ты играть? Дети стоят в кругу. Ребенок-Снеговик (в шапочке) стоит внутри круга. Дети идут по кругу и произносят слова.
Буду с вами я играть.
На меня все посмотрите
И движенье повторите!
Снеговик отвечает детям и показывает какую-то фигуру, дети повторяют ее.
Содержание ООД
В. : Понравилась вам играть со снеговиком? А какие зимние игры и забавы вы еще знаете и в них играете?
Дети: (Ответы детей) Катание на горке, катание на санках. Зимой лепят снеговиков, играют в снежки. Катаются на коньках, играют в хоккей.
В. А я хочу предложить вам еще одну зимнюю игру со снежком, но она необычная.
(Игра со словами «Найди звук С в слове»)
В. Я буду бросать вам «снежок» и при этом говорить слова, которые связаны с зимой, зимними играми и забавами, при чем во всех названных мною словах обязательно будет находиться звук «С», а вы должны будете, поймав снежок, сказать, где звук С находится в слове: в начале, в середине или в конце.
Воспитатель говорит детям «зимние» слова: снег, бусы, нос, санки, краски, часы, сугроб, посох, ананас и др. Дети ловят снежок, называют место звука в слове и бросают его воспитателю.
В: Молодцы, ребята!
В это время мл. вос-ль подбрасывает рукавичку. Воспитатель поворачивается. Чтобы убрать снежок и замечает рукавицу.
В. Ой, рукавица, да какая-то необычная! Смотрите-ка ребята! Как вы думаете, кто бы это мог потерять рукавичку? (ответы-предположения детей)
В: Ой! В рукавичке что-то есть (достает (снежинки).На снежинке что-то написано. (читает).
«Ребята, помогите мне, пожалуйста! Снежная королева спрятала меня в ледяном дворце. Скоро праздник и Дедушке Морозу трудно будет без моей помощи»
В. : Ребята, какой скоро праздник? А может вы также догадались, кто написал это письмо?
Дети: Снегурочка!
В. : А я и не сомневалась, что вы догадаетесь! А ведь и правда, ребята, какой Новый год без Снегурочки, да и Деду Морозу без помощников будет трудно! Надо выручать Снегурочку! (Достает из варежки снежинки с заданиями, делает вид, что читает). Ребята, здесь написано, что мы сможем освободить Снегурочку из ледяного дворца, если выполним все задания Снежной королевы.
А справиться с заданиями Снежной королевы будет не просто. Ведь в ее владениях всегда холодно - дует холодный ветер. Вот так! (показывает) Повторяйте за мной!
Артикуляционная гимнастика «ВЕТЕРОК»
В: Вытяните губы трубочкой, поднесите ладошку ко рту и подуйте. Следите, чтобы не надувались щёки. Воздушная струя должна быть длительной, плавной. Почувствовали холодный ветерок?
Правильная артикуляция звуков «С»
В: А теперь вот так! С-С-С-С! (показывает и при этом проговаривает: зубы в улыбке, губы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, направлена посередине языка).
В. : Не боитесь холодного ветра? Тогда начинаем выполнять первое задание Снежной королевы! (Читает на снежинке: «Вы решили выручать Снегурочку, но сначала докажите, что это вам под силу – отгадайте мои загадки»)
Игра “Доскажи словечко”
В: Ребята, я буду читать загадки, в которые надо вставить недостающие слова, и все они должны начинаться со звука С – любимого звука Снежной королевы:
С неба тихо, как во сне
Падает на землю … (снег).
И летят пушинки –
Белые … (снежинки).
На дорогу, на лужок
Тихо падает … (снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
На дороге, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
В. : Молодцы! Я знала, что вы отгадаете все загадки, но нам надо спешить, ведь Снегурочка ждет нашей помощи. Садитесь скорее за столы, будем выполнять второе задание Снежной королевы. Это задание не простое! Надо определить, из каких звуков состоит слово, обозначающее предмет, на котором ездит Снежная королева. Ребята, а на чем же она ездит?
Д. : Она ездит на санях!
В. : Значит наше следующее задание - звуковой анализ слова с помощью фишек. Сколько звуков в слове «Сани»?
Предлагаю выполнить это задание на доске. (Ребенок выкладывает фишки, объясняя свой выбор, воспитатель при необходимости помогает ему вопросами:
В: Сколько звуков в слове «сани»?
-Какого цвета первая карточка?
-Какой звук она обозначает?
-Какого цвета вторая карточка?
-Какой звук она обозначает? и т. д.)
Назовите первый звук, -второй, -третий, -четвертый звук.
Назовите гласные звуки в этом слове. Назовите согласные звуки.
В: Вы справились с этим! Но нас ждет следующее задание - звуковой анализ слова «Лиса». ….Соня будет выполнять звуковой анализ на доске, а вы будете выполнять его на карточках.
В. : Давайте, проверим, как вы сделали звуковой анализ слова «лиса».
В. : Соня, расскажи, как ты сделала звуковой анализ слова.
В. :-У кого карточки расположены в том же порядке, что и у Сони, вы сделали правильно. У кого не так, сделайте как у Сони. Вот мы и еще одно задание выполнили. А это значит, что совсем скоро мы сможем освободить снегурочку! Но что-то мне подсказывает, что вы слегка устали. Давайте немного отдохнем, прежде чем отправляться дальше!
Физминутка Игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок. круговые движения руками
Он превратится в снежный ком,[/i]«рисуют» руками большой круг[/i]
И станет ком снеговиком. «рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают пальчиками глаза,прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика. Медленно приседают.
Разводят руками, пожимают плечами.
В: Ребята, а вы знаете, что Снежная королева любит наблюдать за играми детей зимой. Да-Да! Вот и сейчас она наблюдает за нами, а еще вон за теми ребятами, что играют на улице.
Обращает внимание на картину «Зима. Зимние забавы» (на доске)
В. : А вот и новое задание. Расскажите, что делают дети!
Чтобы это рассказать, нам надо составить предложения. Посмотрите и скажите, что делают дети?
Дети: Дети лепят снеговика. Дети катаются на санках. Дети играют.
Дети катаются на коньках.
В. : Молодцы! Сколько предложений вы придумали. А давайте поиграем в игру «Живые слова». Покажем предложение «Саша лепит снеговика».
В. : (выбираются дети по желанию)
1. слово—ребенок подпрыгивает на месте;
2-–ребенок «лепит» руками;
3-рисует в воздухе снеговика;
В: Молодцы! Садитесь. Давайте на доске выложим схему предложения.
(Напомнить, что 1 слово в предложении начинается с заглавной буквы)
В. : Назовите первое слово в предложении. Как мы его обозначим на схеме?
В. : Как обозначим второе слово, третье? Что надо поставить в конце предложения? Зачем надо ставить точку?
В: В своих тетрадках (на карточках) запишите схему предложения «Дети играют зимой»
Работа в тетрадях - пишут схему предложения.
В: Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте, правильно ли записал схему ваш товарищ.
В. : Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, последнее.
В: На нашей снежинке есть еще задание. Смотрите, здесь что-то нарисовано. (показывает детям, они узнают букву С) Ребята, звук С можно записать с помощью буквы С. Посмотрите внимательно как выглядит буква С. На что она похожа? (Ответы детей)
В: Да, буква похожа на месяц, на кожуру от лимона. Но посмотрите, на эту карточку - здесь две буквы «С» - большая и маленькая. Их еще называют заглавная и строчная. С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, клички животных, названия городов, а ещё с неё начинается предложение.
Строчная буква выглядит, как заглавная, только она поменьше ростом.
И вот задание от Снежной королевы – заштрихуйте заглавную букву «С» Работа с карточками «Заштрихуй букву С»
В. : Мы дружно справились и с этим заданием, при этом много писали, давайте же разомнем наши пальчики.
Снежинки летали, летали, летали,
А мы их поймали, поймали, поймали.
Вот какой слепили ком!
(Звучит колокольчик, появляется Снегурочка (кукла)
В. : Ребята! А вот и Снегурочка!
Снегурочка благодарит ребят и дарит настольную игру-лото «Загадки зимы».
В. : Какие задания Снежной королевы мы выполняли, чтобы спасти Снегурочку? Какое задание для вас было самым трудным? Какое было самым легким?