Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б».
Задачи:
Развивать у детей умения выделять, различать и четко произносить звук [б] и звук [б’] в словах, слогах, предложениях; придумывать слова с данными звуками; находить и писать букву «Б» в словах.
Закреплять умение у дошкольников проводить звуковой анализ слов - «Бом» и «Бим» (имена клоунов); называть слова с противоположным значением (антонимы).
Развивать фонематический слух, звуковую культуру речи; память, внимание, мышление.
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Б] и буква „Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Воспитывать у дошкольников сотрудничество в играх, беседе, в выполнении заданий.
Оборудование: простой и цветные карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, касса букв; клоуны Бом и Бим (картинки); большой и маленький барабан (картинки).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие:
Солнце утром встает,
И играть нас всех зовет!
Поздороваться пора!
Дружно, вместе, детвора!
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Веселый- грустный,
горячий – холодный,
старый – молодой,
добрый – злой,
высокий - низкий,
широкий- узкий,
смелый- трусливый,
сладкий -горький,
легкий- тяжелый,
белый – черный,
говорить – молчать,
любить – ненавидеть,
умный – глупый,
прямой – кривой,
шумный – тихий,
старый – молодой.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Они приготовили для вас загадку.
С виду инструмент простой,
Но внутри совсем пустой,
По бокам обтянут кожей,
На кастрюлю он похожий.
Стукнешь палочкой: - Бам! Бам!
И узнаешь. (Барабан)
У Бома большой барабан и когда он бьет палочками в свой барабан слышится звук [б-б-б] Произнесите твердый звук, ударяя палочками в барабан.
У Бима маленький барабан, и когда он стучит палочками в свой барабан, то слышится звук [б’-б’-б’]. Произнесите мягкий звук, ударяя палочками в барабан.
Рассуждаем: Звук [б] гласный или согласный? Докажите.
Дети: Звук [б] согласный, потому что при произнесении воздуха во рту встречает преграду, преградой являются губы. Он не поется.
Сегодня мы познакомимся со звуками [б], [б’].
Задание: звуковой анализ слов "Бим" и "Бом"
- Определите, какой звук - твердый или мягкий – в имени БОМ.
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим).
- Определите, какой звук - твердый или мягкий – в имени БИМ.
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкие согласные звуки. (Зеленым).
Они два брата - твердый и мягкий.
Дети произносят и определяют звуки в именах клоунов (гласные - красной фишкой; согласные мягкие и твердые - зеленой и синей фишкой, каждый звук выкладывают фишками - магнитиками.
Воспитатель: Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:
- на балалайке – ба-бо-бу;
- на трубе – би-ба-бо;
- на барабане – бам-бом-бум-бим.
Бом и Бим играют с детьми «Игра со звуками»
Клоуны дарят каждому ребенку звуки - согласный и гласный, а ребенок произносит слог из этих звуков.
Бом даёт звуки: [б], [о] – бо; [б], [у] – бу; [б], [а] – ба; [б], [э] – бэ.
Бим дает звуки: [б], [и] – би; [б], [е] – бе.
Игровые задания «Найди слова со звуком [б]»
Назовите картинки, в которых есть звук [б] (Картинки размещены на доске.)
Фиалка, банан, береза, рябина, брусника, кактус, бабочка.
Игровое задание «Добавь мягкий звук [б’] или твердый звук [б] – и угадаешь слово»
…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.
Игра – соревнование «Кто больше?»
Дети делятся на две команды – «Бом» и «Бим». Первая команда придумывает и называет слова с твердым звуком [б], а вторая команда с мягким звуком [б’].
Слова с твердым звуком [б ] - бант, бусы, бочка, банка, бублик, баранка и др.
Слова с мягким звуком [б’] - бинт, берёза, билет, бисер, бигуди, бинокль, белка и др.
Физкультминутка.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Знакомство с буквой «Б».
- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим?
- Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б.
- Из каких элементов состоит буква Б? (Из длинной и короткой палочки, полукруга).
Работа в тетрадях.
Задание 1. Раскрасить большую и маленькую буквы синим и зеленым цветом.
Задание 2. Написать буквы "Бб", словосочетания и предложения по образцу.
Задание 3. Игра "Баскетбол"
Мячи, на которых картинки начинаются на твердый звук [б], нужно "забросить" в синюю корзину, а картинки, начинающиеся на мягкий звук [б’] - в зеленую корзинку.
Задание 4. Звуковой анализ слогов.
Дети выполняют задания.
III. Рефлексия.
Дети рассматривают друг у друга выполненные задания в тетрадях. Обсуждают трудности в работе.
Прощаются с клоунами и приглашают их еще приходить в гости, ведь с ними весело и познавательно.
Домашнее задание: выучить скороговорку
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была