Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных»

Анна Чарду
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных»
▼ Скачать + Заказать документы

«О пожаре и пожарных»

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с профессией пожарного и правилами безопасного обращения с огнем;

- учить размышлять, решать проблемную ситуацию;

- продолжать учить составлять схемы предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, обогащать словарный запас за счет слов-действий, слов-признаков, антонимов;

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе „О пожаре и пожарных“» размещена в разделах

- учить выделять родственные слова, объяснять их значение;

- развивать внимание;

- учить методам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать речь педагога и сверстников;

- учить адекватно, воспринимать свои успехи и неудачи;

- умению работать в коллективе.

Оборудование: костер, предметные картинки с изображением пожарных, пожарной машины; картинка к игре «Выбери нужное»; разрезные картинки к игре «Сложи картинку»; фишки-огоньки, значки «Отважный пожарный».

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются, становятся полукругом.

- Ребята, закройте глаза. Представьте, что мы с вами на улице. Зима. Холодно. Мороз пробирается в рукава. Бр-р-р. И вдруг – костер. От него теплеют ноги, руки, лицо. Тепло. Приятно. Подул ветер – бр-р-р, холодно. Костер загорелся сильнее – тепло! Приятно. Откройте глаза. Я приглашаю вас к нашему костру. Садитесь вокруг костра.

Давным-давно, когда у людей не было одежды, они ходили в звериных шкурах. Не было домов, жили они в пещерах и норах, им всегда было холодно. Они ели сырое мясо, потому что не было огня. И вот кто-то однажды долго-долго тер палочку о дощечку. И вдруг появился дымок – вспыхнул огонь!

Зажигается фонарь в костре.

С тех пор огонь стал для людей первым другом и помощником. Но он бывает и опасен. Давайте разберемся: огонь – добрый или злой?

Диалог с детьми.

Огонь – удивительная сила природы, которая может быть доброй и злой. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества; плавить металл, из которого потом сделают много полезных вещей. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности

- А сейчас я предлагаю вам сделать упражнение: «Потуши огонь»

Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух.

- Ребята, что вы должны делать в пожароопасных ситуациях?

- Немедленно покинуть помещение, сообщить взрослым, вызвать пожарных по номеру 01.

- Предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Подскажи словечко»

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в … (квартире?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … (играл?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег … (костер?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег … (траву?

Помни, каждый гражданин,

Этот номер … («01»).

Дым увидел – не зевай.

И пожарных … (вызывай?

Это всем должно быть ясно.

Что шутить с огнем … (опасно?

- С силой бушующего огня очень трудно справиться. Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь. Как называют людей этой профессии?

- Пожарные.

- Какими качествами должен обладать пожарный? Подберем признаки к слову пожарный. Он какой?

- Смелый, храбрый, сильный, находчивый, сообразительный, ловкий.

- Каких людей не возьмут в пожарные?

- Ленивых, трусливых, слабых.

- Профессия пожарного нелегкая, требует большого мужества. Первый вопрос, который задают прибывшие пожарные: «Есть ли в горящем помещении люди?» Рискуя жизнью, пожарные спасают людей из огня, разыскивая их в дыму и пламени. Особо отличившихся награждают медалью «За отвагу на пожаре». Что необходимо делать, чтобы стать пожарным?

- Нужно много тренироваться.

Динамическая пауза.

Чтобы сильным стать и ловким, Сгибание и разгибание рук к плечам – в стороны.

Приступаем к тренировке: Ходьба на месте

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом Руки вверх – вдох, вниз – выдох.

Смело боремся с огнем Имитируют движения тушения огня (ш ш ш)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Смелый – трусливый

Трудолюбивый – ленивый

Сильный – слабый

Неуклюжий – ловкий

Глупый – умный

Трусливый – смелый

Ленивый – трудолюбивый

Слабый – сильный

Ловкий – неуклюжий

Умный – глупый

- Назовите первый звук в слове пожар?

- Звук [п].

- Где находится этот звук?

- В начале слова.

- Составьте предложение со словом пожарный. Покажите столько пальцев, сколько слов в этом предложении.

Дети выполняют.

- Составьте схему предложения: «Пожарный тушит пожар».

Дети выполняют.

- Сделайте предложение длиннее.

- Бесстрашный пожарный тушит сильный огонь.

- Покажите столько пальцев, сколько слов в этом предложении. Составьте схему предложения.

Выставляется картинка с изображением пожарного.

- Во что одеты пожарные?

- Они носят специальную одежду из брезента, на голове – стальную каску, на ногах – прочные и удобные сапоги, ведь пожарные бесстрашно идут в огонь.

- На чем передвигаются пожарные по городу?

- На пожарной машине.

У пожарных есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. А для чего же она нужна?

- Почему пожарной машине все уступают дорогу?

- Она красного цвета, едет на большой скорости с сиреной и мигалкой.

- Как и чем тушат огонь?

- Пожарные тушат пожар водой из специальных шлангов.

- Эти специальные шланги называют «рукавами». Воду в шланги закачивает насос, который установлен на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. Как пожарные попадают на верхние этажи?

- Пожарным помогают высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь зданий.

Речь с движением

«Пожарная машина»

• Координация речи с движением, обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, закрепление знаний детей об основах пожарной безопасности.

Вот пожарная машина

На пожар стрелой летит. Дети бегут по кругу, руки в стороны.

Мы на месте, остановка. Останавливаются.

Что случилось? Где горит? Смотрят направо-налево, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу.

Пламя высоко взлетает! Поднимают руки над головой.

Дыма черного клубы! «Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой.

Искры в воздухе сверкают! Закрывают лицо ладонями.

Все за дело! Шланг тяни! Машут руками в направлении к себе, «тянут шланг».

Шланг мы дружно размотали. Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающийся шланг (от себя).

Ну, огонь, теперь держись! Грозят огню пальцем.

Бьет струя воды тугая, «Держат в руках шланг, заливают огонь».

Пламя гаснет, потухает… Поднимают руки над головой и, постепенно опуская их, присаживаются.

Без подмоги обошлись! Встают на ноги, «вытирают рукой пот со лба».

Даже детям стало ясно, Показывают на себя рукой.

Что с огнем шутить опасно! Грозят пальцем.

Если вдруг опять беда,

«01» звони всегда! «Пишут пальцем в воздухе «01», «прикладывают телефонную трубку к уху».

- Подберем действия к слову пожарный. Он что делает?

- Тушит, выносит, спешит, тренируется и т. д.

Дидактическая игра «Подбери глагол»

Логопед произносит начало предложения, а ребенок должен поймать закончить предложение. За правильный ответ дается фишка-огонек («добрый огонек»).

Диспетчер сигнал о пожаре по телефону … (принимает).

Пожарная машина на место пожара … (выезжает).

Водитель пожарной машины сирену … (включает).

Пожарные пожарный рукав … (разматывают).

Пожарные пожарный рукав к гидранту … (подключают).

Пожарные багром горящие брёвна … (растаскивают).

Пожарные водой пламя (заливают).

Пожарные пламя пеной … (закрывают).

Пожарные из огня людей (выносят, спасают, выбрасывают).

Пожарные с огнем в бой … (вступают).

Пожарные выдвижную лестницу к зданию … (приставляют).

Пожарные по пожарной лестнице на верхние этажи … (взбираются, влезают).

Пожарные по пожарной лестнице людей из горящего здания … (эвакуируют, выводят).

Пожарные в пожарных учениях участие … (принимают).

Пожарный инспектор пожарное состояние здания … (проверяет, изучает).

Пожарный инспектор пожарной безопасности детей … (учит).

Игра «Выбери нужное» (предметные картинки)

- Какие из изображенных предметов используются при тушении пожаров? (огнетушитель, ведро, песок, пожарный шланг, каска, противогаз). Каким образом?

Какие предметы могут вызвать пожар? (микроволновая печь, неисправная проводка, керосиновая лампа, газовая плита, зажигалка). Расскажи о правилах их использования.

Игра «Не ошибись»

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

(Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, краска, спички, рукав, огонь, билет, 01, бинт, сверло, маска, сирена, пламя….)

Упражнение «Родственные слова»

- Послушайте стихотворение о юных пожарных.

Юные пожарные

Мы – юные пожарные!

Боится нас огонь.

Пожар потушим быстро.

А ты огонь не тронь!

Пожарище напомнит –

С огнем ты не шути!

И спички, зажигалки

Ты в руки не бери.

На случай, на пожарный

залей водой костер,

И газовое пламя

Закрой ты на запор.

- Назовите слова-родственники к слову пожар. (Пожарные, пожарище, пожарный.)

- Что такое пожарище? (Место, где был пожар.)

Игра-эстафета «Сложи картинку» (разрезные картинки)

- Каждой команде дается разрезная картинка, на которой изображено действие, демонстрирующее одно из правил по пожарной безопасности. Команде необходимо собрать картинку, а потом рассказать правило, которое оно иллюстрирует. Побеждает та команда, которая быстрее соберет картинку и грамотно расскажет правило.

Нельзя без разрешения взрослых включать электроприборы, бытовые приборы.

Нельзя при пожаре прятаться под кровать, в шкаф.

Заметил пожар, звони 01, сообщи взрослому.

"Правила пожарные" без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте.

Нельзя играть со спичками, зажигалками.

Нельзя без разрешения взрослых включать электроприборы, бытовые приборы.

Нельзя совать в розетку посторонние предметы.

Нельзя разводить костры и оставлять их не потушенными.

Нельзя поджигать сухую траву, тополиный пух.

Нельзя озорничать с фейерверками, бенгальскими огнями.

Заметил пожар, звони 01, сообщи взрослому.

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

Становитесь в круг, возьмемся за руки и вспомним, во что мы сегодня играли, о чем и о ком узнали, что нам понравилось делать.

- Я вручаю вам на память значки «Отважный пожарный».

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Дикие животные» Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №32 "Чебурашка" г. Псков.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Зима» Тема:" Зима" Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна Цели: Коррекционно-образовательные: - расширить, активизировать словарь по.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши» МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши».

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Продукты питания» Цель: систематизировать знания детей о продуктах питания Коррекционно – образовательные задачи: актуализировать знания детей о продуктах.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья»Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья» Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи к многофункциональному пособию «Осенние листья»..

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» ирина скомаровская ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных»
Опубликовано: 5 января 2018 в 19:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чарду (УИ 1338275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД