Лучший педагог года

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы»

Оксана Тарасова
Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ТНР.

Подготовила учитель-логопед Тарасова О. В.

Тема: «Зимние забавы»

Цель: научить называть и подбирать родственные слова.

Задачи:

1. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными.

Публикация «Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий „Зимние забавы“» размещена в разделах

2. Знакомство с понятием «родственные слова».

3. Закрепить умение подбирать «родственные» слова.

4. Закрепить умение правильного употребления приставочных глаголов.

5. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: мяч, сюжетные картинки по теме, предметные картинки по теме, карандаши, листочки с изображением различных предметов для зимних и летних забав по количеству детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет:

• какое сейчас время года?

• какой сейчас месяц?

• Какой праздник мы отмечаем 31 декабря?

• Какие приметы зимы вы знаете?

II. Коррекционно-развивающий этап.

1. Игра с мячом «Слово подбирай и скорее называй».

Предложить детям отвечать на вопросы логопеда, употребляя и изменяя слово «белый». На каждый вопрос логопед бросает мяч ребенку. Ребенок должен повторить словосочетание правильно и бросить мяч обратно.

Если куртка белого цвета, то она какая? (куртка белая)

Если сапоги белого цвета, то они какие? (сапоги белые)

Если поле покрыто белым снегом, то поле какое? (белое)

Снеговик какой? (белый)

Затем аналогичным образом обыграть слово «серебристый».

Снег какой? (серебристый)

Дорога какая? (серебристая)

Ветки какие? (серебристые)

Озеро какое? (серебристое)

2. Игра «Назови ласково».

Логопед выставляет предметные картинки на доску и предлагает детям назвать изображение на картинке ласково.

Шуба теплая -

Коньки белые -

Санки быстрые -

Сапоги чистые -

Ветка короткая -

Лыжи деревянные -

Снеговик красивый - Шубка тепленькая

Конёчки беленькие

Саночки быстренькие

Сапожки быстренькие

Веточка коротенькая

Лыженьки деревяненькие

Снеговичок красивенький

3. Упражнение «Назови общую часть».

Логопед выставляет по очереди картинки на доску и утрированно проговаривает корень (общую морфему) слов. Затем объясняет, что эти слова похожи по звучанию и по смыслу. У них есть общая, похожая часть. Эти слова называются «родственные слова».

Лексический материал : снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегокат, снежки.

То же самое проделать с другими словами (Зима, зимний лес, зимующие птицы)

Предложить детям подобрать «родственные» слова к слову ледяной (ледник, ледянка, ледовый, лёд, заледенеть); холод (холодок, холодно, холодильник); мороз (морозильник, мороженое, заморозить и т. д.)

4. Физ. минутка

Дети выполняют движения по образцу логопеда.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте.

Покружились.

А теперь мы будем делать так. Дети шагают по кругу, держась за руки.

Остановиться.

Покружиться.

Иммитация катания на коньках, лыжах, игры в снежки.

5. Игра «Слушай внимательно».

Логопед раздаёт детям разные сюжетные картинки. Просит рассмотреть, что на них происходит. Дети внимательно слушают логопеда и выходит тот ребенок, у которого нарисованы действия, которые назвал логопед. Ребёнок вешает свою картинку на доску. Логопед спрашивает у него: «Что нарисовано на картинке?». Ребенок должен ответить полным предложением.

Речевой материал: Мальчик отходит от горки. Девочка подъезжает к дому. Мама входит в дом. Заяц прячется под кустом. Мальчик подходит к горке. Девочка отъезжает от дома. Мама выходит из дома. Заяц вылезает из-под куста.

6. Игра «Найди отличия».

Логопед вывешивает на доску большую сюжетную картинку с изображением зимних забав.

Каждому ребенку раздается картинка, где есть отличие от основной сюжетной картинки. Дети рассматривают свои картинки и основную сюжетную. Затем рассказывают, чем их картинка отличается от основной.

7. Упражнение «Что нам нужно для зимних забав».

У каждого ребенка есть листок с изображением различных предметов для летних и зимних забав. Задача детей обвести карандашом только те, которые необходимы для зимних забав.

III. Итог занятия:

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Как вы любите развлекаться зимой?

Похвалить детей.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «Игрушки» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности Лексическая тема «Игрушки.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «В гостях у весны» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Активизировать и обогащать лексический словарь по теме "Весна". • Учить устанавливать причинно-следственные.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Зима, чудная пора» Тема: «Зима, чудная пора». Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Дикие животные» Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №32 "Чебурашка" г. Псков.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Зима» Тема:" Зима" Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна Цели: Коррекционно-образовательные: - расширить, активизировать словарь по.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши» МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий. Тема недели: «Грибы» Вид занятия: по развитию лексико-грамматических категорий. Цель: развивать лексико-грамматические категории по теме.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес» Зимнее дерево чудес. Цель: учить подбирать родственные слова. Задачи: - подбирать однородные определения к слову снег; - подбирать однородные.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Моя Родина — станица Ленинградская» Лексическая тема «Моя станица Ленинградская» Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о малой родине – станицы Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 16:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД