Оксана Тарасова
Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ТНР.
Подготовила учитель-логопед Тарасова О. В.
Тема: «Зимние забавы»
Цель: научить называть и подбирать родственные слова.
Задачи:
1. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными.
Публикация «Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
2. Знакомство с понятием «родственные слова».
3. Закрепить умение подбирать «родственные» слова.
4. Закрепить умение правильного употребления приставочных глаголов.
5. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки по теме, предметные картинки по теме, карандаши, листочки с изображением различных предметов для зимних и летних забав по количеству детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет:
• какое сейчас время года?
• какой сейчас месяц?
• Какой праздник мы отмечаем 31 декабря?
• Какие приметы зимы вы знаете?
II. Коррекционно-развивающий этап.
1. Игра с мячом «Слово подбирай и скорее называй».
Предложить детям отвечать на вопросы логопеда, употребляя и изменяя слово «белый». На каждый вопрос логопед бросает мяч ребенку. Ребенок должен повторить словосочетание правильно и бросить мяч обратно.
Если куртка белого цвета, то она какая? (куртка белая)
Если сапоги белого цвета, то они какие? (сапоги белые)
Если поле покрыто белым снегом, то поле какое? (белое)
Снеговик какой? (белый)
Затем аналогичным образом обыграть слово «серебристый».
Снег какой? (серебристый)
Дорога какая? (серебристая)
Ветки какие? (серебристые)
Озеро какое? (серебристое)
2. Игра «Назови ласково».
Логопед выставляет предметные картинки на доску и предлагает детям назвать изображение на картинке ласково.
Шуба теплая -
Коньки белые -
Санки быстрые -
Сапоги чистые -
Ветка короткая -
Лыжи деревянные -
Снеговик красивый - Шубка тепленькая
Конёчки беленькие
Саночки быстренькие
Сапожки быстренькие
Веточка коротенькая
Лыженьки деревяненькие
Снеговичок красивенький
3. Упражнение «Назови общую часть».
Логопед выставляет по очереди картинки на доску и утрированно проговаривает корень (общую морфему) слов. Затем объясняет, что эти слова похожи по звучанию и по смыслу. У них есть общая, похожая часть. Эти слова называются «родственные слова».
Лексический материал : снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегокат, снежки.
То же самое проделать с другими словами (Зима, зимний лес, зимующие птицы)
Предложить детям подобрать «родственные» слова к слову ледяной (ледник, ледянка, ледовый, лёд, заледенеть); холод (холодок, холодно, холодильник); мороз (морозильник, мороженое, заморозить и т. д.)
4. Физ. минутка
Дети выполняют движения по образцу логопеда.
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте.
Покружились.
А теперь мы будем делать так. Дети шагают по кругу, держась за руки.
Остановиться.
Покружиться.
Иммитация катания на коньках, лыжах, игры в снежки.
5. Игра «Слушай внимательно».
Логопед раздаёт детям разные сюжетные картинки. Просит рассмотреть, что на них происходит. Дети внимательно слушают логопеда и выходит тот ребенок, у которого нарисованы действия, которые назвал логопед. Ребёнок вешает свою картинку на доску. Логопед спрашивает у него: «Что нарисовано на картинке?». Ребенок должен ответить полным предложением.
Речевой материал: Мальчик отходит от горки. Девочка подъезжает к дому. Мама входит в дом. Заяц прячется под кустом. Мальчик подходит к горке. Девочка отъезжает от дома. Мама выходит из дома. Заяц вылезает из-под куста.
6. Игра «Найди отличия».
Логопед вывешивает на доску большую сюжетную картинку с изображением зимних забав.
Каждому ребенку раздается картинка, где есть отличие от основной сюжетной картинки. Дети рассматривают свои картинки и основную сюжетную. Затем рассказывают, чем их картинка отличается от основной.
7. Упражнение «Что нам нужно для зимних забав».
У каждого ребенка есть листок с изображением различных предметов для летних и зимних забав. Задача детей обвести карандашом только те, которые необходимы для зимних забав.
III. Итог занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Как вы любите развлекаться зимой?
Похвалить детей.