Эльвира Туктарова
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).
Цель:
• Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
• Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;
Оборудование:
Демонстрационный: предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);
Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент:
Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.
- назови птенца индюка;
- назови его «маму»;
- его «папу»;
- «Мама» – гусыня, а «папа»?
- назови его птенца;
2. Объявление темы занятия.
Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.
II. Основная часть.
1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).
Логопед: (Л. : – далее) Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?
Курица - красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Вкусные, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)
2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).
Л. : Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»
Ребёнок декламирует стихотворение.
Назовите слова со звуком «Ш».
А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.
3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).
Л. : Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?
Петух, курица, цыплята - очень голосистые ребята!
Как же они голос подают?
Петух? – кукарекает, курица… - кудахчет, цыплёнок – пищит, и т. д.
4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)
Л. : Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.
• Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);
• Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет (индюшка);
• Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
• Куд-куда, куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло… (курица)
Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).
5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам - Винительный падеж).
Л. : А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.
Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:
ОБРАЗЕЦ (даёт логопед) : Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т. д.
Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.
6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)
Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?
На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО - НОК - МЫ (Мы- шо-нок).
7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).
Утром с шуткой - прибауткой
(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)
Прихорашивалась утка:
(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)
«Я пригожа и стройна
(проведение руками по лицу, затем по телу)
И умом наделена!
(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)
Плавная походочка -
(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)
Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)
8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р. п.).
Л. : Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.
- Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).
- Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).
А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)
Один ребё нок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребё нок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.
9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.
Л. : Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.
– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе - уточнение окончаний слов).
- Как называется их птенец? (цыплёнок)
- Где они живут? (в птичнике)
- Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?
- Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)
- Теперь кто соберёт предложение? Скажите, кто и где у нас живёт.
КУРЫ, ПЕТУХИ. ЦЫПЛЯТА ЖИВУТ В ПТИЧНИКЕ.
(дети составляют на столах схемы предложения)
Производится проверка. Один ребёнок вслух проговаривает каждое слово в предложении. Переставляя палец с одной полоски на другую в схеме. Все остальные дети, молча, проверяют свои схемы, вместе с проверяющим, переставляя палец по своей схеме.
III. Заключительная часть.
Л. : Что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?