Юлия Александрова
Конспект НОД по дифференциации звуков [Л] и [Л’] «Как лосенок попал в фиолетовый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как Лосенок попал в Фиолетовый Лес»
(НОД-путешествие с использованием игровой технологии творческого развития детей В. В. Воскобовича для подготовительной группы компенсирующей направленности.)
Цель: совершенствование речевых навыков дошкольников в сочетании с правильным произношением звуков Л и Ль в процессе общения и реализацию сюжета путешествия.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по дифференциации звуков [Л] и [Л’] „Как лосенок попал в фиолетовый лес“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лось, лосёнок
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-обогащение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, предлогов на материале лексической темы «Дикие животные».
-дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах, предложениях, чистоговорках, связной речи;
-совершенствование навыка звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;
-закрепление навыка планирования и правильного построения речевого высказывания;
- развитие дыхания и просодической стороны речи;
- развитие мотивации к речевой деятельности:
-формирование навыка согласованной работы в команде и индивидуальной ответственности за осуществления своего выбора с учетом интересов группы;
- развитие сопереживания, эмпатии ;
- воспитание бережного отношения ко всему живому, природе, друг другу и к слову;
- раскрытие творческого потенциала участников.
Материалы:
Панно Фиолетовый лес, Коврограф «Ларчик», Чудо-цветики, Озеро Айс, Золотые Плоды знаний, конструктор букв и цифр, игровизоры, фломастеры
герои: Малыш Гео, Ворон Метр, Лягушонок, Олень Золотые Рога, Незримка Всюсь.
Картинки с изображением диких животных (лось, лосиха, лосята, лосенок, белка, бельчонок, волк, волчица, волчата, волчонок, лисица, лисенок, олениха, олененок)
Предметы: Лассо, бинокль, лопата, детали конструктора Магнетик для стрелок при передвижении, Лосенок, цифровые ромашки, следы, кочки, льдинки
Схемы-планы: схемы для составления рассказа – описания и загадки, сжемы звуков, буквы.
Ход действия:
1. Орг. момент
Логопед: - Ребята, здравствуйте, я снова рада видеть вас в нашей Стране правильной речи.
Сегодня мы как всегда поприветствуем новых гостей. Это новые звуки. А какие они - угадайте, послушав стихотворение из нашего приглашения:
(Логопед зачитывает стихотворение из открытки -приглашения.)
Дело было летом.
Лось поел котлету.
Долго топал он потом
Говорил он под кустом:
" Не надо мне котлету.
Не надо мне конфету!
На лугу. в лесу и в поле
Сена я наемся вволю".
Дети: это звуки Л и Ль
Логопед: - Правильно это звуки Л и Ль. Они (какие)
Дети: согласные, любят синий и зеленый цвет, потому что Л-твердый, ЛЬ –мягкий, звонкие.
2. Ход НОД:
* Сюжет- завязка.
Логопед: -Ой, ребята, оказывается в открытке- приглашении какое –то очень волнительное послание из Лосиного острова. Но оно не подписано от кого, нам надо поразмышлять.
Дети предлагают варианты ответов, логопед выставляет на зеленом поле доски –острова картинки с изображением лосей дети по предложенной звуковой схеме называют слово ЛОСИХА
Логопед читает:
Лосиха вчера родила малыша
За лосем сохатым лосиха ушла
Лосенок был мал,
Он крепко так спал,
Что вдруг пропадет,
Никто и не знал
«Лосенок, малыш мой,
Меня потерял.
Мой слабенький сын
Вдруг в овраг он упал.
Кто сына найдет?
Ко мне приведет?
Меня от потери родной сбережет?
(Ю. Александрова)
* Развитие сюжета.
Логопед:-Ребята, как вы думаете, куда мог уйти лосенок?
Варианты ответов детей: в лес, попасть в овраг, оказаться в болоте и др.
- Как думаете, почему он ушел7
Варианты ответов детей: Лосенок ушел, потому что не было мамы, захотел есть, несмышленый, глупенький, маленький и т. д.
- А давайте не будем терять время и поможем найти лосенка.
В дальний путь нам надо взять с собой предметы, в названиях которых есть звуки Л и Ль. Дети называют бинокль. лопата, лассо..
А как же мы его узнаем, ведь у лосей нет его фотографии
Давайте составим его описание по плану.
Логопед вывешивает схемы-картинки (по Арбековой Н. Е.) для составления описания.
Пора в путь. А вот и стрелка, идем по стрелке в названии цвета которой есть звук Ль.
А строимся в ряд друг за другом, начиная со стрелки со звуком Л в названии цвета.
Молодцы, мы теперь настоящие волонтеры-люди, которые готовы прийти на помощь человеку или животному в трудной ситуации.
Логопед-Ой,слышите кваканье?. На пути встретился лягушонок. Где он живет?
Дети отвечают и используют следующие речевые конструкции :
-Лягушонок живет на болоте.
- Я слышу кваканье зеленого лягушонка., а ты?
- Мы слышим кваканье зеленого лягушонка на болоте.
- Вы слышите кваканье зеленого лягушонка?
Логопед-- Давайте передвигаться по кочкам через болотце, чтобы спросить его. не видел ли он маленького лосенка. А чтобы нам было не грустно. А …
Дети -Весело.
Логопед Будем чистоговорки повторять.
Дети:
Ол-ол-ол- я смело в путь пошел
Иха-иха=ижа- ждет помощи лосиха
Онка-онка-онка- найдем мы ей лосенка
Шли-шли-шли- до полянки мы дошли.
(Ю. Александрова)
Логопед - А вот и лягушонок.
Дети:
- Лягушонок, видел ли ты маленького, несмышленого лосенка?
Лягушонок: А вы поиграйте со мной в мою любимую игру, и я вам подскажу.
Дети играю в игру «Сдуй, поймай комарика». (Дыхательное упражнение на сдувание представляемого комарика с различных частей тела, дети останавливают игру по хлопку логопеда)
Лягушонок: Проходил, проходил лосенок, качался на своих еще слабеньких длинных ножках, а потом пропал, и я больше его не видел, ква!
Логопед:
-Ребята, уже полдень, нам надо дальше путь держать. Куда же он мог уйти, а вот смотрите, здесь какая-то странная задачка
Игра на коврографе «Составь слово из букв»
Дети по порядку цифр выкладывают буквы, из них получается слово ПОЛЯНА, считают слоги и по количеству слогов делают шаги вперед.
Логопед:
- Какая чудесная полянка. А сколько здесь цветов. Какие ароматы. Дети аккуратно шагают между цветами под музыку и выполняют дыхательное упражнение «Понюхай цветочек»
Слышится вопрос?
- Кто вы такие?
Дети обращают внимание на появившегося нового героя,отвечают ему и знакомятся с ним и рассказывают, кого они ищут.
Малыш: - Я- Малыш Гео, люблю играть на полянке волшебных цветов, всегда слушаюсь маму и никуда от нее не ухожу, помогите мне справиться с заданием собрать название любимого цветка моей мамы и я вам помогу.
Дети собирают из букв, прикрепленных на цветах поляны, новое слово "ЛИЛИЯ " и записывают его на игровизорах фломастером.
Малыш : Благодарю вас за помощь. Я видел, что лосенок долго искал что-то на полянке. а потом пропал. Может Ворон Метр знает:
Логопед:
- Юные волонтеры, нам пора. мы приближаемся к Фиолетовому Лесу. Давайте посмотрим в бинокль и поищем Лосенка. Что ты видел или видела?
Дети рассматривают по очереди в бинокль Лес, и составляют предложения:
-Я видел фиолетовый дуб, но не видел лосенка.
- Я видела зеленую ель, но не видела лосенка.
- Я видела белый гриб, но не видела лосенка.
- Я видел волшебную поляну, но не видел лосенка.
- Я видел голубое озеро, но не видел лосенка.
- Я видела большие следы, но не видела лосенка.
Логопед:
-А я вижу Ворона Метра, к которому мы и отправимся.
Дети подходят к Ворону и объясняют цель своего визита.
Ворон Метр: Я вас провожу к жителям нашего Леса, а вы поиграйте со мной в игру "Возле и около", и я помогу вам.
Детям нужно продвигать Ворона Метра по следам и составлять предложения со словами " возле" или "около" по выбору.
Белка с бельчатами около дупла
Волчица с волчатами возле логова
Волк около фиолетового дуба
Лисица с лисятами около зеленой ели.
Олениха с олененком гуляют около голубого озера.
Возьмите в подарок Золотой Плод Знаний и держите путь по следам к Голубому Озеру.
Физминутка: Дети на левой ноге прыгают по следам
Логопед:
- Ой. ребята, кажется мы заблудились, отправились не вправо, а влево по следам. Это с нами Незримка Всюсь шалит
Наш Незримка- шалунишка (Дети закрывают глаза)
Разыгрался как мальчишка. (Повороты, руки на поясе)
Любит прыгать и скакать, (Прыжки и подскоки)
На загадки отвечать. (Чередование хлопков и ударов кулачками)
(Ю. Александрова)
Логопед: - Давайте загадку Незримке загадаем про Лосенка, может он нам поможет:
Дети составляют по плану- схеме загадку:
Дети: - Это детеныш, но не ребенок, у него есть рожки, как у олененка, у него длинные ноги как у жирафа. Кто это?
Дети получают нетающие льдинки и должны составить из них портрет того, кто им поможет.
-Это Олень Золотые рога.
Логопед: А вот и Олень Золотые рога.
Олень Золотые рога:
Беда, беда! Сюда, сюда!
В глубоком овраге Лосенок сидит.
Он долго не кушал, и слаб он на вид.
Скорее с подмогой бегите, друзья!
Лассо принесите быстрее сюда.
(Ю. Александрова)
Дети забрасывают лассо и пытаются за рога вытащить Лосенка и отправляются к Голубому Озеру Айс напоить его водой.
Лосенок : Благодарю за помощь я
Вы все теперь мои друзья
Пообещаю навсегда
Не огорчать вас никогда
(Ю. Александрова)
Дети: Да, Лосенок маму надо слушаться и любить.
Лосенок : - Я все понял, друзья Спасибо. Ой Какой красивый цветок распустился на Озере.
Дети :
- Это лиловый Лотос - любимое лакомство лосей.
Лосенок : - Я хочу подарить его моей любимой маме.
Дети: - Давайте поторопимся скорее, а то скоро стемнеет в Фиолетовом Лесу.
3. Итог:
Логопед:
- Вы все были большие молодцы! Пора раскрыть Золотые Плоды Знаний, там ждет вас подарок за проделанное непростое путешествие.
Дети открывают и получают поощрительные наклейки.