Елена Васильевна Алексеева
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский
Почему современные дети не любят читать? Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, сидят в мобильном телефоне, им так удобнее и интереснее, но тем самым всё это снижает интерес к книге, не надо утруждать себя, напрягать свои мысли. Что мы в итоге получаем: дошкольники не любят слушать художественные произведения, а впоследствии, став школьниками, не хотят их читать. Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература.
Проблема патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., по которой работает наш детский сад. В содержании программы «Детство» патриотическое воспитание осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе «Дошкольник входит в мир социальных отношений» формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе «Ребенок открывает мир природы» осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов. Программа «Детство» предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, Республики Татарстан, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России и Татарстана;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, малой Родине – Республике Татарстан, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; воспитание интереса и уважения к государственным языкам РТ (русскому, татарскому);
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
В связи с этим данная проблема становится одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.
Книга формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации. Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание – это основной «продукт» чтения любого текста.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п.) монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Никто не может представить своего детства без книг К. И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.
Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие и гордость у детей, помогают воспитывать в них положительные качества. Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к Мойдодыру, играют в «телефон».
Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам, чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо.
Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.
- «Сказка мудростью богата».
Сказки несут огромный воспитательный смысл, и ребёнок учится осознавать, где добро и зло, трусость и отважность, правда и ложь. Слушая сказки, которые ему читают родители, малыш начнёт проявлять интерес к чтению, ведь постепенно, взрослея, ему захочется окунуться в мир сказки самостоятельно.
Поучительные сказки ненавязчиво подводят ребенка к правильным решениям и поступкам. Они позволяют ребенку задуматься и найти правильные способы разрешения конфликтов, пути преодоления трудностей и собственных страхов.
- «О ребятах, зверятах и обо всём на свете».
Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой, что является частью формирования патриотического отношения к родному краю.
Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто – о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, нежалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. У дошкольников рождается желание быть летчиками, космонавтами, военными.
Разработанная технология продуктивного чтения – слушания предполагает три этапа работы с текстом.
Первый этап. Работа с текстом до чтения:
Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Данный этап включает в себя:
- рассматривание обложки книги, иллюстраций;
- сообщение названия произведения и имени автора;
- ответы на вопросы детей;
- прогнозирование – о ком и о чем будем читать.
Результат: включение механизма предугадывания.
Например, до чтения произведения Н. Носова «Леденец» рассматривается иллюстрация, где изображены герои произведения, дети предугадывают, что рассказ будет о маленьком мальчике, который, возможно, останется дома один.
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской оценки.
Этап предусматривает:
- чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов); например, в сказке В. Сутеева «Под грибом» объяснение детям среднего дошкольного возраста пословицы «В тесноте, да не в обиде»;
- ведение диалога с автором (ответы на прямые и косвенные авторские вопросы, например, в сказке В. Сутеева «Яблоко» дети отвечают на прямые вопросы автора»: «Кто яблоко нашел?», «А кто яблоко сорвал?» и др.)
Результат: полноценное восприятие текста.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Этап предполагает:
- беседу о прочитанном;
- воспроизведение прочитанного с помощью заданий: выполнение заданий в тетради, работа в парах, через имитацию движений, драматизацию, игру «правданеправда», разыграть рассказ в лицах, нарисовать мультфильм. Например, после прочтения сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» разыграть драматизацию сказки детьми. Драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг в детях воспитываются нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Результат: углубленное восприятие и понимание текста.
Таким образом, работая с текстом, применяя данную технологию, решаем комплекс задач: вызываем у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу, обеспечиваем полноценное восприятие текста и понимание его содержания.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы, данной основной общеобразовательной программой и применяемой в совокупности с технологией продуктивного чтения О. В. Чиндиловой, являющейся инновационной продуктивной технологией по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес к своей Родине, её историческому прошлому, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову, а значит, всё это является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.