Пидзамкив Ирина
Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат.
Задачи:
- учить детей различать понятия «звук» и «буква»;
- учить соотносить звук с буквой;
- учить читать слоги, слова;
-учить понимать учебную задачу и понимать ее самостоятельно;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
-формировать способность слышать при произнесении сочетание звука (йо);
- развивать мелкую моторику и отрабатывать ориентировку на листе бумаги;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет „Звук и буква Ё“» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать памяти и внимание;
- формировать положительное отношение к письму.
Оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Е, карточки букв, геометрические фигуры; карточка-схема слова,
Раздаточный: лист с заданием, материалы Фребеля для составления букв, разрезные буквы, карточка-схема слов.
Методы:
Наглядный: рассматривание картинок с изображением предметов, которых есть Е.
Словесный: рассказ воспитателя, сказки: «Ежик и Ершик», «Почему Е ударная»,
Практический: игры «Собери букву», «Рассыпались слова», задание на внимательность,
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент звучит песня о детском саде.
Этюд «Улыбка».
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Мы рады, что вы пришли к нам в гости.
Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.
Загадки:
Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек
Это наш приятель…. (ежик)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная…. (елка)
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит…. (ерш)
- Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, ёлка, ёрш). Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.
Преобразование слов:
- Сделайте «один» из «много» :
ежи – ёж, Ерши – ёрш, ели – ёлка.
2. Введение в тему занятия:
- Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.
3. Характеристика звука :
На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.
5. Игра «Кто внимательный?»
- Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ё рш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)
- Какие слова с Ё вы запомнили?
6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»
- Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
- Посмотрите, какая важная буква к нам пришла? (воспитатель выставляет на доске букву). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.
Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.
- Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (воспитатель показывает на доске букву? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.
Эту букву называют «хитрой», так как она может обозначать два звука.
Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву! (Й) да (О, а вместе Ё. Не забыть бы про нее.
-А какие еще хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е).
7. Игра «Собери букву».
(дети собирают букву из материалов Фребеля- палочки и точки)
Физминутка:
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руки, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Надо нам идти играть. (Движения.)
8. Сказка «Почему Ё всегда ударная».
- Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.
Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
-Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение.
9. Игра «Рассыпались слова».
Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова : «ежик, елка, клест».
Схемы слов. Дети выкладывают слова по схемам.
10. Задание на внимательность:
- У вас на столах лежит карточка с заданиями.
1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.
2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.
3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.
11. Итог занятия:
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?