Получи документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет

Татьяна Воробьева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад № 24».

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему :

«Буква «Й»

для детей подготовительной группы.

Учитель-логопед Воробьева Татьяна Владимировна

г. Ярославль, 2018

Основная цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

1. Открыть вместе с детьми новые знания о звуке и букве «Й».

2. Упражнять в чтении слов с новой буквой.

Коррекционные:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию „Буква „Й“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

1. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза:

• чтение слов по картинкам,

• подбор слова к схеме,

• подбор слов с заданной позицией звука в слове,

• образование слов путём замены одной буквы в слове.

Развивающие :

1. Развивать мыслительные операции анализа синтеза (игра «отгадай загадку», отгадывание кроссворда, слова подружи).

2. Развивать связную речь – отвечать на вопросы полным предложением, определять лексическое значение слов.

3. Развивать слуховое восприятие – выделять рифмующиеся слова и придумывать двустишья.

4. Развитие интегративных качеств:

- любознательный, активный

- овладевший необходимыми умениями и навыками

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (этап «Включение нового знания в систему представлений»);

- эмоционально отзывчивый;

- способный управлять своим поведением… (все этапы).

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей умение вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопрос).

2. Воспитывать умения работать в коллективе.

Демонстрационный материал:

1. Наглядное пособие «Домики букв»;

2. Буква Й – демонстрационная в виде человечка;

3. Схемы слов на формате А5;

4. Пособие «Чтение слов по первым звукам названия картинок»;

5. Демонстрационные картинки ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ.

6. Демонстрационный кроссворд.

7. Словарь в картинках.

8. Волшебный мешочек.

Раздаточный материал:

1. Кассы букв.

2. Игра «Подбери к слову картинку».

3. Карточки для чтения.

Оборудование:

1. Магнитная доска.

2. Магниты.

3. Маркеры.

Предварительная работа:

1. Реализация работы по обучению грамоте.

Ход занятия:

1. ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ.

- Ребята, давайте вспомним, с какая новая буква появилась в нашем городе букв последней. (буква «Й»)

- Сегодня эта буква пришла к нам в гости на занятие. (появляется изображение буквы «Й».). Она приготовила для вас много разных интересных заданий и игр.

- Вы готовы? Мы сможем справиться с заданиями? Давайте постараемся.

Но прежде, давайте вспомним, что мы знаем уже об этой букве.

2. 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ.

2.1.1.(опрос)

- Что такое буквы? (буквы - это знаки, которые мы видим, пишем, трогаем)

- Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим, и произносим)

- Вспомнить стихотворение: звуки слышу по порядку

буквы запишу в тетрадку.

- Посмотрите на букву и скажите, из каких элементов состоит буква «Й»? (из двух вертикальных палочек, одной наискосок и хвостика вверху)

- Какой звук обозначает буква «Й»? (Буква «Й» обозначает звук «Й»)

- Дайте характеристику звука «Й» (звук «Й» согласный, звонкий, всегда мягкий)

- Каким цветом мы обозначаем звук «Й»? (звук «Й» обозначаем зелёным цветом)

- Где может встречаться звук «Й» в словах? (звук «Й» может находиться в начале, середине и в конце слов)

2.1.2. игра «раз, два, три – слово подбери»

Задание первое от буквы Й

- Подберите слова со звуком «Й» в начале (яблоко, ёлка и т. д.)

- Да, слов, начинающихся на звук «Й» очень много. Но, оказывается буква «Й» не совсем простая. Она не только приготовила для нас задания, но и хочет поделиться с нами своим секретом.

Оказывается слов, начинающихся на букву «Й», очень мало. Что это за слова, мы сегодня с вами узнаем.

2.2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

2.2.1. Игра «Отгадай загадки» :

Буква «Й» приготовила для нас загадки, а все отгадки начинаются не только на звук «Й», но и в этих отгадках мы будем писать букву «Й»

По утрам его съедаю – вкус фруктовый обожаю,

Они разные бывают: с вишней и клубникой, с персиком, черникой.

Если его ты знаешь – загадку отгадаешь.

(появляется картинка с изображением «йогурта»)

Он может по углям горячим шагать,

И может на острых гвоздях он лежать.

(появляется картинка с изображением «йог»)

Ели рана появилась, чтоб она не воспалилась,

Смело рану смажем, рана заживёт.

Помогает в этом коричневый (ЙОД)

(появляется картинка с изображением «йода»)

- Только вот эти три слова начинаются на букву «Й».

Чтобы верно выложить эти слова из букв, надо составить их схемы. И поэтому следующее задание от буквы «Й» :

2.2.2. «Раз, два, три – схему подбери»

Выкладываются несколько схем, среди которых есть и лишние. В результате, под каждой картинкой появляется схема.

Теперь мы можем выложить и слова из букв.

2.2.3. «Раз, два, три – слова из букв собери».

(дети выполняют)

Молодцы, вы справились с трудным заданием.

А где мы можем увидеть, какие слова начинаются на букву Й? (в словаре)

Показать словарь с буквой Й – там только три картинки.

Вы придумывали слова со звуком «Й» в начале. А теперь буква «Й» предлагает вам придумать слова со звуком «Й» в конце. (дети подбирают)

А ещё буква «Й» хочет вас научить играть в игру «Скажи, какой» - нужно будет подобрать определения к словам ЙОГУРТ, ЙОГ, ЙОД (стоя с мячом)

2.3. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

2.3.1. «Раз, два, три – слово подбери» игра с мячом в кругу

Йогурт какой? – сладкий, вкусный, клубничный, …

Йога какой? – сильный, смелый, бесстрашный, …

Йод какой? – коричневый, нужный, жидкий, жгучий, …

- Вы заметили, что все ваши слова заканчиваются на звук «Й».

Вот и следующее задание от буквы Й :

2.3.2. «Раз, два, три – слова подружи»

Буква Й приготовила вам слова для чтения. Каждый достанет карточку, прочитает слово и подумает, с каким из трёх слов, начинающихся на букву Й можно подружить ваше слово и сказать, что получится. Например, я достала слово «ЖИДКИЙ» - может получиться «ЖИДКИЙ ЙОД». (дети достают карточки, прочитывают слова и произносят вслух получившиеся словосочетания).

Молодцы, вы справились с трудным заданием. (дети садятся и убирают на место буквы из слов ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ)

- Звук «Й» может ещё встречаться и в середине

2.3.3. «Раз, два, три – слово подбери» дети подбирают.

- А следующее слово буква Й предлагает вам прочитать по первым звукам названий картинок

2.3.4. «Раз, два, три – слово прочти»

Детям предлагается прочитать слово по первым звукам названий картинок. Один из детей объясняет, что нужно сделать.

- Посмотрите внимательно на картинку.

- Определите первый звук в названии каждой картинки.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Дети прочитывают слово «МАЙКА»

2.3.5. «Раз, два, три – слово из букв собери».

Дети собирают слово из букв и на доске логопед пишет слова МАЙКА

- Буква Й предлагает вам в слове майка заменить любую букву, кроме буквы «Й», чтобы получилось какое-нибудь новое слово

2.3.6. «Раз, два, три – букву замени».

Дети заменяют согласную букву. И получают новые слова:

Зайка

Гайка

Лайка

МАЙКА Сайка

Райка

Дай-ка

Пайка

Чайка

Что за слова у нас получились? (слова рифмующиеся) Что можно с ними делать? (можно сочинить стихи)

Потом дети убирают буквы.

ФИЗПАУЗА (появляются картинки на маркерной доске)

- Посмотрите, на нашей доске появились картинки. Их приготовила для нас буква Й. А у вас в конвертах лежат карточки со словами. Только вот беда, буква Й не знает, что они означают. Давайте поможем и объясним ей, что есть что, то есть к каждой карточке найдём нужную картинку. Вот например, сойка – это птица.

2.3.7. «Раз, два, три – картинку подбери».

Дети выполняют задание

Слова: ЙОГУРТ, ЙОД, ЙОГ, ПОПУГАЙ, ТРАМВАЙ, КАРАВАЙ, САРАЙ, МАЙКА, ЗАЙКА, ЧАЙНИК, ГАЙКА, ЧАЙКА, СОЙКА, ЛАЙКА, ШАЙБА

- А теперь давайте букву Й научим играть ещё в одну игру. Среди слов давайте найдём похожие слова - рифмующиеся.

2.3.8. «Раз, два, три – парочки найди» : подобрать рифмующиеся слова:

попугай – трамвай – каравай – сарай;(выложить картинки рядами)

зайка – чайка – майка – гайка

с этими словами можно сочинять стихи (дети составляют двустишья) :

2.3.9. «Раз, два, три – стихотворение сочини».

Дети сочиняют: У Паши гайка – а у Даши зайка.

Для папы купят майку, для лайки купят сайку.

В лесу живёт зайка, а на речке живет чайка. и др.

- Молодцы, дети! Вы справились со всеми заданиями буквы Й.

И буква Й приготовила для вас кроссворд.

2.3.10. «Разгадай кроссворд».

Анализ кроссворда:

- Сколько слов в кроссворде? (четыре);

- Как расположены слова? (два – по вертикали, одно по диагонали, одно - по горизонтали);

- Сколько букв в каждом из слов?

Слова-отгадки находятся на доске среди картинок.

Какое слово подходит к слову, расположенному по диагонали? (ЙОГУРТ)

Какие слова подходят к словам по вертикали:

Попугай, трамвай каравай.

Какое слово подходит к слову по горизонтали? (АЙ)

(Дети выкладывают кроссворд у себя на столе)

3. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

- Какая буква была у вас на занятии?

- Что особенного узнали о звуке и букве «Й»?

- Какое задание было самым трудным?

- Самым интересным?

Публикации по теме:

Фотоотчет о непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группеФотоотчет о непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?». Задачи по образовательным областям. «Речевое развитие» (Приобщение к художественной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи» Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе на тему «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Вид деятельности: коммуникативная. Возрастная группа: младшая группа Продолжительность: 15 мин. Программное содержание:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Зимушка-зима» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 117» Конспект непосредственно – образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка» города Стародуба Брянской.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Как спасти колобка» во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Как спасти колобка» (образовательная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности познавательно-речевому развитию в средней группе «Стрекоза и муравей» Конспект непосредственно-образовательной деятельности попознавательно-речевому развитию в средней группе «Стрекоза и муравей» с использованием.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ’], буква Щ» Тема: «Звук[Щ’], буква Щ» Цель: закрепление представления о звуке [Щ’] и букве Щ; Задачи: Обучающие: -расширение представлений об органах.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Осень» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Приморского района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственно.

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности «Зима» по речевому развитию в старшей группе Образовательные: • обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях. • уточнить знания детей о признаках зимы и зимних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 20 августа 2019 в 14:44
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воробьева (УИ 557049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД