Татьяна Воробьева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 24».
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему :
«Буква «Й»
для детей подготовительной группы.
Учитель-логопед Воробьева Татьяна Владимировна
г. Ярославль, 2018
Основная цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
1. Открыть вместе с детьми новые знания о звуке и букве «Й».
2. Упражнять в чтении слов с новой буквой.
Коррекционные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию „Буква „Й“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
1. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза:
• чтение слов по картинкам,
• подбор слова к схеме,
• подбор слов с заданной позицией звука в слове,
• образование слов путём замены одной буквы в слове.
Развивающие :
1. Развивать мыслительные операции анализа синтеза (игра «отгадай загадку», отгадывание кроссворда, слова подружи).
2. Развивать связную речь – отвечать на вопросы полным предложением, определять лексическое значение слов.
3. Развивать слуховое восприятие – выделять рифмующиеся слова и придумывать двустишья.
4. Развитие интегративных качеств:
- любознательный, активный
- овладевший необходимыми умениями и навыками
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (этап «Включение нового знания в систему представлений»);
- эмоционально отзывчивый;
- способный управлять своим поведением… (все этапы).
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопрос).
2. Воспитывать умения работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
1. Наглядное пособие «Домики букв»;
2. Буква Й – демонстрационная в виде человечка;
3. Схемы слов на формате А5;
4. Пособие «Чтение слов по первым звукам названия картинок»;
5. Демонстрационные картинки ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ.
6. Демонстрационный кроссворд.
7. Словарь в картинках.
8. Волшебный мешочек.
Раздаточный материал:
1. Кассы букв.
2. Игра «Подбери к слову картинку».
3. Карточки для чтения.
Оборудование:
1. Магнитная доска.
2. Магниты.
3. Маркеры.
Предварительная работа:
1. Реализация работы по обучению грамоте.
Ход занятия:
1. ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ.
- Ребята, давайте вспомним, с какая новая буква появилась в нашем городе букв последней. (буква «Й»)
- Сегодня эта буква пришла к нам в гости на занятие. (появляется изображение буквы «Й».). Она приготовила для вас много разных интересных заданий и игр.
- Вы готовы? Мы сможем справиться с заданиями? Давайте постараемся.
Но прежде, давайте вспомним, что мы знаем уже об этой букве.
2. 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ.
2.1.1.(опрос)
- Что такое буквы? (буквы - это знаки, которые мы видим, пишем, трогаем)
- Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим, и произносим)
- Вспомнить стихотворение: звуки слышу по порядку
буквы запишу в тетрадку.
- Посмотрите на букву и скажите, из каких элементов состоит буква «Й»? (из двух вертикальных палочек, одной наискосок и хвостика вверху)
- Какой звук обозначает буква «Й»? (Буква «Й» обозначает звук «Й»)
- Дайте характеристику звука «Й» (звук «Й» согласный, звонкий, всегда мягкий)
- Каким цветом мы обозначаем звук «Й»? (звук «Й» обозначаем зелёным цветом)
- Где может встречаться звук «Й» в словах? (звук «Й» может находиться в начале, середине и в конце слов)
2.1.2. игра «раз, два, три – слово подбери»
Задание первое от буквы Й
- Подберите слова со звуком «Й» в начале (яблоко, ёлка и т. д.)
- Да, слов, начинающихся на звук «Й» очень много. Но, оказывается буква «Й» не совсем простая. Она не только приготовила для нас задания, но и хочет поделиться с нами своим секретом.
Оказывается слов, начинающихся на букву «Й», очень мало. Что это за слова, мы сегодня с вами узнаем.
2.2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
2.2.1. Игра «Отгадай загадки» :
Буква «Й» приготовила для нас загадки, а все отгадки начинаются не только на звук «Й», но и в этих отгадках мы будем писать букву «Й»
По утрам его съедаю – вкус фруктовый обожаю,
Они разные бывают: с вишней и клубникой, с персиком, черникой.
Если его ты знаешь – загадку отгадаешь.
(появляется картинка с изображением «йогурта»)
Он может по углям горячим шагать,
И может на острых гвоздях он лежать.
(появляется картинка с изображением «йог»)
Ели рана появилась, чтоб она не воспалилась,
Смело рану смажем, рана заживёт.
Помогает в этом коричневый (ЙОД)
(появляется картинка с изображением «йода»)
- Только вот эти три слова начинаются на букву «Й».
Чтобы верно выложить эти слова из букв, надо составить их схемы. И поэтому следующее задание от буквы «Й» :
2.2.2. «Раз, два, три – схему подбери»
Выкладываются несколько схем, среди которых есть и лишние. В результате, под каждой картинкой появляется схема.
Теперь мы можем выложить и слова из букв.
2.2.3. «Раз, два, три – слова из букв собери».
(дети выполняют)
Молодцы, вы справились с трудным заданием.
А где мы можем увидеть, какие слова начинаются на букву Й? (в словаре)
Показать словарь с буквой Й – там только три картинки.
Вы придумывали слова со звуком «Й» в начале. А теперь буква «Й» предлагает вам придумать слова со звуком «Й» в конце. (дети подбирают)
А ещё буква «Й» хочет вас научить играть в игру «Скажи, какой» - нужно будет подобрать определения к словам ЙОГУРТ, ЙОГ, ЙОД (стоя с мячом)
2.3. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
2.3.1. «Раз, два, три – слово подбери» игра с мячом в кругу
Йогурт какой? – сладкий, вкусный, клубничный, …
Йога какой? – сильный, смелый, бесстрашный, …
Йод какой? – коричневый, нужный, жидкий, жгучий, …
- Вы заметили, что все ваши слова заканчиваются на звук «Й».
Вот и следующее задание от буквы Й :
2.3.2. «Раз, два, три – слова подружи»
Буква Й приготовила вам слова для чтения. Каждый достанет карточку, прочитает слово и подумает, с каким из трёх слов, начинающихся на букву Й можно подружить ваше слово и сказать, что получится. Например, я достала слово «ЖИДКИЙ» - может получиться «ЖИДКИЙ ЙОД». (дети достают карточки, прочитывают слова и произносят вслух получившиеся словосочетания).
Молодцы, вы справились с трудным заданием. (дети садятся и убирают на место буквы из слов ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ)
- Звук «Й» может ещё встречаться и в середине
2.3.3. «Раз, два, три – слово подбери» дети подбирают.
- А следующее слово буква Й предлагает вам прочитать по первым звукам названий картинок
2.3.4. «Раз, два, три – слово прочти»
Детям предлагается прочитать слово по первым звукам названий картинок. Один из детей объясняет, что нужно сделать.
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Определите первый звук в названии каждой картинки.
- Прочитайте слово, которое у вас получилось.
Дети прочитывают слово «МАЙКА»
2.3.5. «Раз, два, три – слово из букв собери».
Дети собирают слово из букв и на доске логопед пишет слова МАЙКА
- Буква Й предлагает вам в слове майка заменить любую букву, кроме буквы «Й», чтобы получилось какое-нибудь новое слово
2.3.6. «Раз, два, три – букву замени».
Дети заменяют согласную букву. И получают новые слова:
Зайка
Гайка
Лайка
МАЙКА Сайка
Райка
Дай-ка
Пайка
Чайка
Что за слова у нас получились? (слова рифмующиеся) Что можно с ними делать? (можно сочинить стихи)
Потом дети убирают буквы.
ФИЗПАУЗА (появляются картинки на маркерной доске)
- Посмотрите, на нашей доске появились картинки. Их приготовила для нас буква Й. А у вас в конвертах лежат карточки со словами. Только вот беда, буква Й не знает, что они означают. Давайте поможем и объясним ей, что есть что, то есть к каждой карточке найдём нужную картинку. Вот например, сойка – это птица.
2.3.7. «Раз, два, три – картинку подбери».
Дети выполняют задание
Слова: ЙОГУРТ, ЙОД, ЙОГ, ПОПУГАЙ, ТРАМВАЙ, КАРАВАЙ, САРАЙ, МАЙКА, ЗАЙКА, ЧАЙНИК, ГАЙКА, ЧАЙКА, СОЙКА, ЛАЙКА, ШАЙБА
- А теперь давайте букву Й научим играть ещё в одну игру. Среди слов давайте найдём похожие слова - рифмующиеся.
2.3.8. «Раз, два, три – парочки найди» : подобрать рифмующиеся слова:
попугай – трамвай – каравай – сарай;(выложить картинки рядами)
зайка – чайка – майка – гайка
с этими словами можно сочинять стихи (дети составляют двустишья) :
2.3.9. «Раз, два, три – стихотворение сочини».
Дети сочиняют: У Паши гайка – а у Даши зайка.
Для папы купят майку, для лайки купят сайку.
В лесу живёт зайка, а на речке живет чайка. и др.
- Молодцы, дети! Вы справились со всеми заданиями буквы Й.
И буква Й приготовила для вас кроссворд.
2.3.10. «Разгадай кроссворд».
Анализ кроссворда:
- Сколько слов в кроссворде? (четыре);
- Как расположены слова? (два – по вертикали, одно по диагонали, одно - по горизонтали);
- Сколько букв в каждом из слов?
Слова-отгадки находятся на доске среди картинок.
Какое слово подходит к слову, расположенному по диагонали? (ЙОГУРТ)
Какие слова подходят к словам по вертикали:
Попугай, трамвай каравай.
Какое слово подходит к слову по горизонтали? (АЙ)
(Дети выкладывают кроссворд у себя на столе)
3. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
- Какая буква была у вас на занятии?
- Что особенного узнали о звуке и букве «Й»?
- Какое задание было самым трудным?
- Самым интересным?