Светлана Трескина
Занятие по обучению грамоте и речевому развитию «Глухой согласный звук [Ч], буква «Ч»
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с звуком [ч] и буквой Ч,ч.
Учить определять место звука в трех позициях.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Словарная работа: кочан, сыч.
Публикация «Занятие по обучению грамоте и речевому развитию „Глухой согласный звук [Ч], буква „Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Методы и приё мы: Художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.
Предварительная работа: Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Почему появилась ошибка?», «Все ли верно? Докажи» отгадывание загадок
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика. Чтение рифмованных строк.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо —
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча —
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи —
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Ну, тогда пойду к врачу.
Л. П. Успенская, М. Б. Успенский
- Какой звук произносится чаще других?
2. Место звука Ч в трех позициях. (Примеры приводят дети с помощью воспитателя.)
- В начале слова: чай, чулок, чайка, чайник, чемодан, Чипполино, часы, чеснок;
- в середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, птичка, бабочка, удочка, качели, мальчик, печенье, туча, куча, кочан;
- в конце: ночь, дочь, луч, печь, мяч, плач, сыч.
Проводится анализ некоторых слов, составляются предложения.
3. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?»
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.
А о чем они кричат, вы спросите у ребят.
4. Анализ буквы Ч.
Л ногою мяч поддела.
Ч поймать его хотела. Ждет и ждет.
Устала ждать, А мяча все не видать.
А. Шибаев
Веселое четверостишие:
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
5. Преобразование слов путем замены букв :
ГРАЧ — ВРАЧ; ДОЧКА — ТОЧКА — КОЧКА — БОЧКА; ПЕЧКА — ПАЧКА — ПОЧКА и т. д.
Чтение слогов с договариванием до целого слова:
ЧА. ща, ЧУ. лок, ЧЕ. ловек, ЧИ. жи.
6. Чтение слоговой таблицы и слов.
ЧА ХО ПАР
ЧУ СЫ СО
ЧЕ ЛО МЯ
ЧИ ДА У
ЧАСЫ УЧИ
СОЧИ ХОЧУ
ЧУЧЕЛО ХОЛОДА
МЯЧИ ДАЧА
ПАРЧА СОДА
Физкультминутка
Имитация движения колес под скороговорку:
Мчится поезд скрежеща:
же-че-ща, же-че-ща. (Несколько раз)
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
7.1. Составить из букв и слогов отгадки на загадки:
Всё идут, всё идут,
Только с места не сойдут.
(Часы)
Что бьет, а рук нет?
(Часы)
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут.
(Мяч)
На голове пуговица,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся.
(Очки)
- А сейчас, ребята, давайте составим предложения с этими отгадками.
8. Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи».
Осень сменяет лето.
Молодой клен прикрыл старый дуб.
Старый дуб прикрыл молодой клен.
Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево.
9. Итоги занятия.