Наталья Ляпчева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ЗПР «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ЗПР на тему «Зима»
Цель: закрепление представлений детей о зиме и её приметах;
Задачи:
Коррекционно-речевая:
уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов; формировать умение подбирать однокоренные слова, слова антонимы; составлять предложения по картинке, составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ЗПР „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Коррекционно-развивающая:
развивать знания о зимних играх; развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
Коррекционно-воспитательная:
воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение произведе ний, заучивание стихотворений, наблюдения на прогулке, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима». магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, волшебная палочка.
Словарная работа: зима, холод, мороз, снежок, лед, метла, ком. Снегопад, снежинка, снеговик, снегирь. Зимний, хрустящий, блестящий, сверкающий, пушистый, колючий.
Падает, кружится, лежит, кормит, кататься, играть, строит.
Ход занятия.
Приветствие. Организационный момент.
1,2,3,4,5 – приглашаю вас играть!
Возьмемся за руки друзья, посмотрим,друг на друга, улыбнемся и пожелаем всем доброго утра!
– Доброе утро Сережа! (дети передают палочку по кругу со своими пожеланиями.)
– Ребята, я хочу загадать вам загадку.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку лег в бору медведь.
Кто мне скажет, кто подскажет?
Когда же это бывает? (Зима)
Показываем картинку «Зима»
Основная часть.
1. Сообщение темы.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
– Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.
2. Игра «Загадки».
– Ребята «Зимушка-зима намела нам много-много загадок.
Внимательно послушайте загадки, а ответ подскажут вам картинки.
(На столе разложены предметные картинки, связанные с зимой
Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и называют ее).
Загадки:
Дел у меня немало:
Я белым одеялом,
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(Зима)
Что за звездочки сквозные,
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке. (Снежинки)
Растет вниз головой,
Не летом ребята, а зимой.
Чуть солнце ее припечет.
Заплачет она и убежит. (Сосулька)
Бегут по дорожке
доски да ножки. (Лыжи)
Я катаюсь на нем,
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы. (Санки)
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята
Кто окно разрисовал?
(Мороз)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки,
И несут меня не кони,
А блестящие…. (Коньки)
– Молодцы все загадки отгадали правильно!
3. Игра «Кто больше слов придумает».
– Дети, а без чего не бывает зимы? (Без снега).
Подбор прилагательных к слову снег.
– Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!
Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т. д.)
4. Подбор глаголов к слову снег.
– Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки - действия
Прошагать.
На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т. д.)
5. Упражнение «Узнай по частям».
На доске развешиваем отдельные части снеговика.
– Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?
Чтобы собрать его, нам нужно выполнить задания. Вы поможете собрать?
6. Cлова - антонимы.
Игра «Скажи наоборот»
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Белые валенки
Сухие варежки
– Вот прикатился один ком
7. Игра «Назови ласково»
– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое слово.
Зима – зимушка
Снег – снежок
Снежинка – снежиночка
Мороз – морозик
Сосулька – сосулечка
Лед – ледок
Холод – холодок
Молодцы! Вот еще один ком прикатился!
8. Физминутка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
(дети потирают одну ладонь о другую).
Не замёрзнут ручки-крошки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(хлопают в ладоши).
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок. (собраться в круг)
Мы топаем, мы потопаем!
(дети топают ногами).
Будем весело плясать,
Будем ножки согревать.
Мы побегаем, мы побегаем!
(дети бегают на месте)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают на месте).
9. – Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(Показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(Медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками)
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
– Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». (Называя, последнее слово вывешивается картинка).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег. )
С неба все скользят пушинки –
Серебристые. (Снежинки. )
Вот веселье для ребят –
Все сильнее. (Снегопад. )
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки. )
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка –. (Снегурка. )
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой. (Снегири. )
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
11. Зрительная гимнастика.
Обратить внимание на снежинку.
Посмотри глазами вправо,
Посмотри потом налево
Снова повтори!
Вправо, влево!
А потом по кругу.
Снежинка к носу двигается
А потом обратно!
Посмотреть на него
Очень нам приятно.
А теперь глаза закрой
И погладь руками.
12. Составление рассказа о зиме, используя мнемотаблицу.
– Ребята, посмотрите перед вами картинки, давайте попробуем составить по этим картинкам небольшой рассказ о зиме.
Наступила холодная, морозная зима. Выпал белый пушистый снег. На деревьях лежит снег. Люди одели в шубы, шапки. Птицам холодно и голодно зимой. Дети сделали кормушку и насыпали им зернышек. Зимой дети катаются на коньках, на лыжах, лепят снеговика. Детям очень весело зимой!
Заключительная часть.
– Молодцы ребята! Сегодня вы очень хорошо занимались, старались, придумывали очень интересные предложения о зиме.
– А вам понравилось?
– А что больше всего понравилось?