Ангелина Колпащикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла».
Задачи:
-Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
- Развивать умение различать их по свойствам и качествам.
- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
- Использовать опыт для нахождения истины.
-учить делать выводы
Материал:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада „Мир металла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Картинки с изображением «Из чего что сделано?», картинки «Что плавает, что тонет?».
• деревянные: деревянная палочка, линейка, матрёшка, книги;
• пластмассовые: пирамидка, расчёска, банка для крема, пластиковая крышка;
• металлические: колокольчик, ложка, гвозди, монеты, замок;
• емкость с водой, камешек, пенопласт, пластиковая пробка, монета, бумага, листок (для эксперимента).
Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания; наглядные иллюстрации.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! У нас сегодня очень интересная тема «Мир металла»
2. Ход занятия.
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены металлические предметы, и спрашивает: «Что это за предметы? Из чего они сделаны?» Дети отвечают, а педагог дополняет, конкретизирует их ответы: металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, острый, прочный, твердый.
Воспитатель рассказывает детям, что существуют материалы, созданные человеком, из которых изготавливают разные вещи, например, кастрюли, часы, окна, телевизоры, автомобили и т. д. Объясняет, что к материалам, созданным руками человека, относятся: металл, стекло, пластмасса, резина и др. Напоминает, что существуют материалы природного происхождения (дерево, глина, камень, из которых тоже изготавливают полезные предметы – столы, стулья, посуду и др. Рассказывает, что металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами; посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется.
_
Ребята к нам в гости сегодня пришёл робот. Он очень хочет Вам рассказать из чего он сделан.
Робот показывает детям несколько металлических предметов, спрашивает, из чего они сделаны. Дети определяют особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру; рассматривают предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск.
Воспитатель спрашивает, что произойдет с этими предметами, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце (нагреются, обладают теплопроводностью, просит назвать свойства и качества металла.
3. А теперь ребята давайте покажем роботу наши эксперименты.
-
Ребята, посмотрите пожалуйста на свои столы. Перед вами лежит 8 предметов разных по свойству.
-Давайте выясним, что это за предметы, что вы знаете о них, из чего они сделаны.
-Из каких же материалов они сделаны? (дети называют материалы: деревянные, пластмассовые, резиновые и металлические).
-Нам необходимо узнать «Что плавает, а что тонет».
-Берём по очереди каждый предмет по очереди и опускаем в воду
(стекло – прозрачное, гладкое, тонет, дерево – плавает - легкое; пластмасса – плавает - легкая; металл – тонет – тяжелый.)
Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло с шариком?
Дети: Он утонул.
Воспитатель: попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.
Воспитатель берет следующий предмет (пластиковую пробку) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?
Дети: Можно сделать вывод, пластмасса в воде не тонет.
Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.
Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?
Подводим итоги нашей экспериментальной работы:
стекло – прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет;
дерево - непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, твердое, ломается;
резина – непрозрачная, гладкая, плавает, легкая, упругая, рвется;
пластмасса – непрозрачная, гладкая, плавает, легкая, твердая, хрупкая,
металл– непрозрачный, гладкий, тонет, тяжелый, твердый, прочный, режет, звонкий.
Ребята давайте проведём ещё интересный эксперимент с магнитом. Какие материалы притягивает магнит?
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Вывод:
Магнит притягивает к себе только железо.
Физминутка.
- Ребята давайте немного поиграем, встанем в кружочек я буду каждому бросать мяч говорить предмет, а вы продолжите сказав из чего он сделан.
Например: мяч делают из. ; колокольчик делают. ; обруч делают из…; матрёшку делают…; из пластмассы делают…; игрушки делают из…; посуду делают из…; столовые приборы делают из…. Молодцы.
А наш робот «Вилли» загадаем нам загадки:
Рядом с вилкой и с ножом лежит,
Сахар помешает, в рот к нам полетит.
Покушаем мы суп немножко,
Нашей деревянной (ложкой).
Весь я сделан из железа,
У мен ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук.
(Гвоздь)
Чёрненькая собачка, свернувшись лежит,
не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Вам известен молодец,
Без, которого жилец,
Хоть и знает, где живёт,
А в свой дом не попадёт?
(Ключ)
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет.
(Монета)
4. Итог занятий:
Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним о каких материалах мы сегодня с вами говорили? (металле, дереве, стекле, пластмассе, резине).
- Какие свойства и качества мы выяснили при помощи опытов и наших знаний? (прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет, непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный, звонкий.)
- Ребята, давайте нарисуем предмет, изготовленный из наиболее понравившегося материала.
Дети высказывают свои мнения о занятие, что им понравилось.