Нина Степанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочный мир иллюстраций»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. «Сказочный мир иллюстраций».
Воспитатель: МБДОУ «Добрянский детский сад №20» Горбунова Нина Николаевна.
Тема: Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора Е. Чарушина.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Сказочный мир иллюстраций“» размещена в разделах
Материалы: авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка».
Задачи:
1. Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов.
2. Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать предметы.
3. Развивать художественное восприяттие иллюстраций.
4. Показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным.
5. Учить детей изображать пушистую шерсть животных.
6. Формировать представление о благоприятном влиянии общения с животными на здоровье человека.
Ход занятия:
Воспитатель: Я предлагю вам сегодня отправится в путешествие по страницам книг. Путешествие это необычное, и полетим мы на ковре – самолёте. Ковёр этот не простой, а волшебный. Педагог предлагает детям поудобней сесть не ковёр, и закрыть глаза. (звучит музыка) Откройте глаза, что вы чувствовали, когда летали? (ответы детей). А знакомится, дети, мы будем с иллюстрациями разных животных.
Показ иллюстраций Е. И. Чарушина.
- Внимательно посмотрите на эти иллюстрации и скажите, чем они отличаются? А что общего? (Ответы детей).
Воспитатель: объединяет эти иллюстрации то, что нарисовал их один художник – Евгений Иванович Чарушин. Сегодня я расскажу вам об этом удивительном человеке. Это писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Родился Евгений Иванович (показать портрет) в городе Вятка. Помните, я вам рассказывала? Там же родился и Юрий Алесеевич Васнецов художник – сказочник. Его рисунки вы уже видели. А ещё - это родина дымковских игрушек. Всё своё детство Евгений Иванович провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные. Рисунки Евгения Ивановича не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Посмотрите, как интересно художник рисует шёрстку животных. Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (Ответы детей). А теперь, давайте немного поиграем. У меня то-же в руках маленькая пушистая мышка. Вот с ней мы и поиграем. Проговаривание чистоговорки. Снятие речевых зажимов. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь не спишь». мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». Вы наверно немного устали, давайте выйдем на поляну. (воображаемая) П/игра «Повтори движение».
Цель: активизировать двигательную активность детей. Сейчас мы с вами ещё поиграем, и проверим какие вы умные и сообразительные. Давайте, внимательно посмотрим на иллюстрации и попробуем разгадать, что здесь делают животные. Оденьте ваши волшебные очки, приготовились. Воспитатель показывает иллюстрации.
Вопросы детям: - кто изображён?
- что происходит?
- что делают персонажи? - что нарисовал художник?
- что он хотел выразить своим рисунком? А вы хотите попробовать порисовать, но использовать краски мы пока не будем. Ролевая гимнастика. Педагог предлагает детям:
Нахмуриться как:
-- осенняя тучка,
- рассерженное животное. Позлиться как:
- голодный волк,
- ребёнок у которого отняли любимую игрушку.
Испугаться как: - заяц, увидевший злого волка, - птенец, выпавший из гнезда,
- котёнок, на которого лает злая собака. Улыбнуться как:
- кот на солнышке,
- само солнце, - хитрая лиса, - будто ты увидел чудо.
А теперь, можно и с красками поработать. Хотите сами попробовать изобразить пушистых животных? Воспитатель предлагает детям раскрасить силуэты животных (животные нарисованы заранее, используя технику «тычком».
Пока мы с вами играли и рисовали, кто-то испортил наш ковёр – самолёт. И чтобы вернуться домой нам надо его починить. Д/и «Зашиваем ковёр».
Цель: развитие наглядно – образного мышления.
Материал: картинки с изображением прямоугольника – «коврика», в котором отсутствует фрагмент. Даются варианты «заплаток». (Дети подбирают заплатку) Ну, вот ковёр мы с вами починили, теперь можно отправляться домой. Сядем на ковёр закроем глаза и приготовимся к путешествию. (Звучит музыка). Вот мы и в саду. Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).