Александра Большакова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Лесной фоторепортаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях растительного и животного мира Тульского края в весенний период. Формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
Задачи:
Образовательные задачи :
1. Систематизировать знания детей о весне.
2. Разнообразить представление детей о весенних изменениях в животном и растительном мире Тульской области.
3. Развивать умение отгадывать загадки.
4. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Лесной фоторепортаж“» размещена в разделах
1. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
2. Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость.
4. Закреплять навык работы в нетрадиционной художественной технике.
5. Развивать логическое мышление.
6. Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.
2. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения.
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
• Чтение произведений и рассматривание картин о весне.
• Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах.
• Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Птицы»
Оборудование: проектор; видеописьмо «От Лумузи»; презентация «Весенний лес», «Как вести себя в лесу», «Первоцветы»; аудиозаписи: «Звук автобуса», «Пение птиц», «Голоса животных»; «фотоаппараты» (на каждого ребенка); строительные модули; «мусор», мешки для «мусора»; карточки «Угадай чьи следы», фломастеры; пшено, тыквенные семечки, заготовки из картона.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Вы любите играть? Давайте поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Друзья»
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг, слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Ответы)
Воспитатель: Верно, весна – чудесная пора. Все рады её приходу. Но, к сожалению, есть страны, в которых совсем не бывает весны, одно только жаркое лето. Мне по электронной почте пришло видеописьмо из Африки. Давайте посмотрим.
Мотивация к деятельности. На экране «африканка Лумузи».
Лумузи: Здравствуйте, мои дорогие друзья из России. Меня зовут Лумузи. Я и мои друзья живём в Африке, в стране Мозамбик. У нас всегда жарко. Мы ничего не знаем про ваш Тульский край: какое у вас время года, каков ваш животный и растительный мир. Нам будет очень интересно это узнать. Пока!
Воспитатель: Ну что, поможем африканским друзьям узнать про наш Тульский край? (Да)
Воспитатель: Как же мы можем это сделать? (написать письмо, послать открытку, позвонить, сфотографировать)
2. Основная часть
Воспитатель: Действительно, было бы очень интересно сделать целый фоторепортаж о весенней, пробуждающейся природе Тульской области, ее лесных обитателях и отправить его по интернету. Кто-нибудь из вас знает, что такое фоторепортаж? (рассказ о событии при помощи фотографий)
Воспитатель: Для этого нам всем нужно стать фоторепортерами. Вы знаете,
кто такой фоторепортер? (это человек, который фотографирует людей и события)
Воспитатель: Верно. Он работает в редакции газет, журналов или на телевидении.
Воспитатель: Какой главный инструмент фоторепортера? (фотоаппарат)
Воспитатель: Так давайте и мы с вами возьмем фотокамеры и станем фоторепортерами (дети одевают «фотоаппараты») Постарайтесь найти самый интересный объект для фото, то место, которое вам больше всего понравится. Ну вот, теперь мы готовы к работе. Но как мы доберемся в лес? (туда надо доехать)
Воспитатель: А на чем вы предлагаете нам туда добраться? (на машине, велосипеде, автобусе)
Воспитатель: Я вам предлагаю доехать на автобусе, ведь нас много. Давайте его построим.
Дети строят автобус из строительных модулей, рассаживаются. На экране «дорога», звук работающего автобуса.
Воспитатель: Пока мы с вами в дороге, давайте вспомним правила поведения в лесу. Возьмите сигнальные карточки. Напоминаю: красный цвет – нельзя так поступать, зеленый – можно.
Игра «Что нельзя делать в лесу»
На экране картинки: ребенок ломает ветки, ловит насекомых, рвет цветы и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Все правила знаете. Ну вот мы и приехали.
Выходят из «автобуса». Звучит запись «шум леса», на экране картинка «весенний лес».
Воспитатель: Какая красота! Вот и пришло время сделать первый снимок.
Выберите наиболее интересный, на ваш взгляд, момент. Фотографируют.
Воспитатель: Какой здесь чистый воздух, давайте сделаем глубокий вдох и выдох. И еще раз. (дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Дети, мне очень нравится природа весеннего леса, А вам нравится? (Да)
Воспитатель: Тогда предлагаю прогуляться по лесу и сделать весенний фоторепортаж.
Физкультминутка «На прогулку в лес»
По тропинке мы пойдем
друг за дружкою гуськом (идут змейкой)
Ноги выше поднимаем
На цветы не наступаем (высоко поднимают колени)
На полянку прибежали
И шуметь мы перестали.
На экране «Поляна с первоцветами – подснежниками»
Воспитатель: Посмотрите, сколько цветов на поляне. Это не простые цветы, а первоцветы. Как вы понимаете это слово? (Ответы)
Воспитатель: Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы в лесах и на лугах. Кто знает, как называются эти цветы? (подснежники)
Воспитатель: Подснежник занесен в Красную книгу Тульской области. Кто знает, что это за книга и почему она называется «красной»? (Красный – тревожный цвет. В ней животные, птицы, растения, которые исчезают с нашей планеты)
Воспитатель: Правильно. Давайте изобразим подснежник при помощи пальцев.
Дети изображают пальцами «подснежник».
Воспитатель: Ну что, сделаем еще снимок? Пусть наши африканские друзья полюбуются на такую красоту.
Фотографируют.
Воспитатель: А следующий цветок узнайте по описанию: у этого растения одна сторона листа мягкая, теплая, ласковая, как мама, а другая – гладкая,
холодная, как мачеха. Что это за растение? (Мать-и-мачеха)
На экране «мать-и-мачеха»
Воспитатель: Это необычное растение, хотя оно и не занесено в Красную книгу. Оно лекарственное и продается в аптеках. Давайте изобразим цветок руками. (Дети изображают пальцами «мать-и-мачеху»)
Воспитатель: Мать-и-мачеха не растет в Африке, ее мы тоже сфотографируем.
Фотографируют.
Воспитатель: К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Люди срывают цветы, а потом выбрасывают их. Как вы думаете, почему их нельзя рвать? (цветы – медоносы, лекарственные средства, дарят положительные эмоции и т. п.)
Воспитатель: Все правильно сказали. А давайте в подарок нашим африканским друзьям пришлем подснежники, но не настоящие, а сделанные своими руками? (Да)
Воспитатель: Давайте сначала выполним нашу гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Продуктивная деятельность «Такие разные подснежники»
Воспитатель: На столах я приготовила разнообразный природный материал. Вы рассмотрите его и сами решите из чего вы хотите сделать поделку.
Но работать вам придется в парах.
Дети рассматривают материал, распределяются по парам. На столах: манка, пшено, рис, гречка, тыквенные, подсолнечные семечки, картонные заготовки с
пластилиновым контуром.
Воспитатель: Если слегка вдавить крупу, семечки в пластилин, то они надежно
закрепятся, и не будут выпадать. Каким цветом стебель у подснежника?
А цветок? Приступайте к работе. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы. Давайте пока оставим ваши работы на столе, а сами
отправимся дальше в лес.
Динамическая пауза.
По тропинке в лес идём (шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят)
Перепрыгнем ручеек (прыжок)
Посмотрели мы направо (вправо)
Посмотрели мы налево (влево)
Нам шагать не надоело.
Во время д/паузы помощник воспитателя разбрасывает «мусор». На экране «полянка с мусором»
Воспитатель: Ой, сколько мусора. Что же здесь произошло? (ответы)
Воспитатель: Чем опасен мусор в лесу? (причина пожара, опасен для животных, мешает растениям, некрасиво)
Воспитатель: Что же нужно сделать? (собрать весь мусор и внести из леса)
Воспитатель: Правильно. Давайте поможем лесу и его обитателям избавится от мусора. Вы знаете, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала из которого он изготовлен. Затем отправляют его на переработку для дальнейшего использования.
Воспитатель: Давайте и мы научимся сортировать мусор: в черный пакет – мусор из пластика, в синий – мусор из бумаги.
Подвижная экологическая игра «Сортируем мусор правильно»
Воспитатель: Вот какие молодцы. Вы сейчас научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства. А что же нам сделать с собранным мусором? (увезти в город и выкинуть)
На экране «чистый» лес с множеством следов животных.
Воспитатель: Ой, а чьи же это следы? Кто это тут ходил?
Рассматривают и сравнивают следы животных: лося, кабана, зайца, лисы, волка.
Воспитатель: Давайте сфотографируем эту поляну, а потом поиграем.
Посмотрим, сможете ли вы угадать правильно, чьи это следы. Вам нужно
правильно соединить животное и его следы (работа по карточкам).
Дидактическая игра «Угадай чьи следы»
Воспитатель: Молодцы, юные следопыты. Животный мир Тульской области очень разнообразен. Но постоянная вырубка леса повлияла на сокращение животных. Уже в наших лесах не встретишь медведя, а такие животные как рысь, филин, горностай (на экране) попали в Красную книгу. Хотите услышать, какие звуки издают животные, обитающие в Тульских лесах? (Да)
Загадки
Воспитатель: Для этого вам нужно отгадать мои загадки.
Летом, осенью, зимой.
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает? (Лиса).
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно (Волк).
Он не отесан, Зол и груб
Из всех деревьев. Любит дуб.
Ведь он в лесу, Среди зверей,
Большой любитель желудей (Кабан).
На экране появляются животные и аудиозапись их крика. Дети фотографируют.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, сделали много фотографий. Но уже пора возвращаться в сад. Не забудем забрать наши поделки.
3. Заключительная часть
Садятся в автобус, по «дороге» поют песню.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Пришла пора посмотреть, какой фоторепортаж у нас получился. Садитесь поудобнее.
Рефлексия
Воспитатель: Как вы считаете, понравятся ли Лумузи и ее друзьям ваши снимки? Что же интересного можно узнать из фоторепортажа о нашем
Тульской крае? (На экране появляются фотографии, дети вспоминают «прогулку», делятся впечатлениями)
Воспитатель: Фоторепортаж получился замечательный! Мы его отправим по интернету в Африку, а ваши поделки по почте в посылке. Уважаемые
фоторепортеры, благодарю вас за отлично сделанную работу и вручаю
удостоверения профессиональных фоторепортеров.