Ольга Киселева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Опыты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему : «Опыты с водой». Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие
Цели: обобщить и развить знания детей о свойствах воды.
Задачи: образовательные : обобщить, закрепить и развить знания детей о свойствах воды – не имеет цвета, запаха, вкуса, формы; растворяет соль, сахар, но не растворяет песок и масло; развивающие: развивать умение детей наблюдать и делать выводы, внимание, память, восприятие, мелкую и крупную моторику; воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение детям познавательных рассказов о водоёмах, какая вода в них бывает, о речных и морских обитателях, беседа об экономном отношении к воде, просмотр презентации о роли воды в жизни человека.
Материалы: одноразовая посуда: тарелки, стаканчики, ложечки; сахар, соль, молоко, две пластмассовые палочки, различные сосуды, вода, песок, картинки, отражающие свойства воды, глобус, кубики желтого и синего цвета.
Речевая работа: суша, цвет, вкус, запах, форма, растворяет, водоём, жидкость, экономно, бережно.
Ребята, мы с вами говорили о том, что вода очень нужна людям, животным, растениям, без воды не было бы жизни на нашей планете. А много ли на нашей Земле воды? Давайте посмотрим на глобус. Что на нём изображено синим цветом? – Да, это вода – моря и океаны. А что желтым, зеленым, коричневым? Это суша. А чего на Земле больше – суши или воды? Воды. Если мы возьмем пять синих кубиков и два желтых, то столько по площади (обвожу рукой глобус) будут занимать океаны и суша.
И все таки, не смотря на то, что воды очень много, надо очень бережно относиться к ней, ведь только малая часть воды – пресная, то есть та, которую можно пить и готовить с помощью нее еду. Послушаем стихотворение.
Берегите воду
Если мы мочалку, мыло
Взяли в руки, чтоб помыть
Мяч, машинку, куклу Милу,
Надо кран сперва открыть.
Мыть что-либо без воды –
Бесполезные труды.
Из ковша водичка льётся,
Так прозрачна, холодна.
Если постоит на солнце,
То нагреется она.
Лесу, сёлам, городам
Каждый день нужна вода.
На Земле есть водопады,
Океаны и моря.
Только делать так не надо,
Чтоб лилась водичка зря.
Чтоб могла водичка течь,
Надо нам её беречь.
А теперь, ребята, мы приступаем с вами к экпериментированию или по-другому, мы будем проводить опыты, чтобы узнать некоторые свойства воды. Во время опытов нужно соблюдать правила: внимательно слушать воспитателя, не разговаривать громко, после каждого опыта делать вывод – какое свойство воды мы узнали.
1 опыт. Посмотрим на воду. Какого она цвета? (Ответы детей). Да, вода прозрачная, она не имеет цвета. Чтобы еще нагляднее убедиться в этом, я налью в один стаканчик воду, а в другой – молоко и положу две палочки в стаканчики. Какую палочку мы видим, а у какой не видно ее нижней части? (Дети отвечают, палочки разноцветные). Посмотрим на картинку на доске и сделаем вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
2 опыт. Понюхаем воду. Чем она пахнет? Дети отвечают. Да, у воды нет запаха. Чтобы еще раз убедиться в этом, я дам вам понюхать чай с бергамотом и сравнить. А теперь сделаем вывод, глядя на картинку: вода не имеет запаха.
3 опыт. Возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Имеет ли она вкус? Да, вода вкусная, но все таки определенного вкуса у нее нет. Представьте, что вы пьете яблочный сок. Какой у него вкус? (Вкус яблока). А у воды? (Вкуса нет). Сделаем следующий вывод: у воды нет вкуса.
4 опыт. Возьмем в ложечку немного сахара или соли (у половины группы – сахар, у другой половины – соль) и размешаем в воде. Куда делись сахар и соль? Они растворились. Значит, вода может растворять в себе соль и сахар. Вода является растворителем для некоторых веществ. Но не для всех. Что, если мы попробуем растворить в воде, не сахарный песок, а речной? (Воспитатель показывает, как в стакане с водой размешивают песок, вода становится мутной). Давайте, подождём, что будет с водой и песком дальше, а пока проведем физкультминутку. Дети выходят из-за столов.
Вода есть в морях, океанах, Дети показывают большие волны руками
И в реках, озерах, прудах. Показывают маленькие волны руками
Вода на Земле во всех странах, Круг руками
И селах, и городах. Руки домиком и вверх
Животные пьют, и пьют люди, Наклоны, и имитация питья из стакана
И плавают иногда. Плавание - имитация
Давайте же дружно все будем Руки в стороны
Беречь нашу воду всегда! Руки вверх.
Что ж, посмотрим, что стало с песком. Он осел на дно, как это бывает на речном и морском дне. Сделаем вывод: вода не растворяет песок. А что было бы, если бы в морях был не песок, а сахарный песок на дне? (Он бы растворился и вода стала бы сладкой – шутят дети).
Опыт 5. Ребята, возьмите ваш стаканчик с водой и осторожно перелейте ее в пустой стаканчик. Что вы сейчас делали? (Переливали воду). Что умеет делать вода? (Литься, течь). Да, вода – это жидкость, она может течь. (Показываем картинку).
Опыт 6. Ребята, имеет ли вода форму? (Разные ответы). У вас вода приняла форму стаканчика, у меня на столе кувшин и бутылка с водой – вода тоже приняла их форму. Попробуйте налить на тарелочку немного воды. Какую форму приняла вода? (Растеклась по тарелке). Имеет ли вода свою форму? Нет, вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который ее налили. Вода – это жидкость.
Опыт 7. А теперь мы проведем еще один очень интересный опыт и узнаем, с каким веществом вода не хочет дружить. Я налью вам всем в стаканчики с водой немного масла. Попробуйте размешать. Растворилось ли масло в воде? Нет, масло плавает круглыми капельками.
Давайте повторим свойства воды, которые мы выяснили сегодня. Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы. Вода умеет течь, вода – это жидкость. Вода растворяет в себе соль и сахар, но не растворяет песок и масло.
Молодцы, ребята! Прошу вас убрать свое рабочее место после проведения опытов.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. М. Мозаика-Синтез. 2015г.
2. О. Киселева «Мой прекрасный мир» Сергиев Посад. 2011
3. Материалы Интернет-ресурсов.