Елена Гребелкина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе по рассказу Н. Н. Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО РАССКАЗУ Н. Н. НОСОВА
«НА ГОРКЕ»
Задачи:
• Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
• Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.
• Развивать воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий.
• Воспитывать коммуникативные навыки.
ХОД:
1. Организационный момент.
–Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
А теперь проведем небольшую речевую разминку.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения) : вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 5.
Речевая гимнастика для язычка.
Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
– Проговорите конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения проговорите с восклицательной интонацией.
– Проговорите чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь проговорите ее громко и быстро.
Обратить внимание на иллюстрацию «Зимние забавы».
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Какую скороговорку можно рассказать к этой илл. ?
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке
А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
- Чем были заняты дети в нашей скороговорке? (Проблемное обоснование)
- А вы любите кататься с горки?
-Ребята, а как вы думаете, прежде чем кататься с горки, что надо сделать?
– В какое время года можно построить горку? Почему? (Выскажите свои мысли, предположения).
-А сейчас закройте глаза, и представьте. Что вы оказались во дворе, среди этих ребят (звучит аудиозапись рассказа Н. Н. Носова «На горке»).
Рассматривание картины «На горке».
Беседа о зимних забавах детей.
Беседа с детьми.
- О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове)
- Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые)
- Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый)
- Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься.)
- Каким он стал в конце? (Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами)
- Ребята, объясните, как вы понимаете русскую народную пословицу: "Любишь кататься, люби и саночки возить"? (Ответы детей).
- А о чем говорится в такой пословице, как "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось"? (Ответы детей)
- Вы правильно, ребята, понимаете смысл русских народных пословиц. Если ты ленивый, не думай, что все достанется тебе легким путем. Хочешь кататься на горке - сначала потрудись. А если трудиться всем вместе, дружно, обязательно все получится, а одному что-то сделать очень трудно.
- А есть ли среди вас ребята, которые любят постоять в сторонке, когда другие трудятся? (Ответы детей)
- Хорошо, что вы все трудолюбивые, а не лежебоки. А если вдруг среди вас появятся такие ребята, что вы будете делать? (Ответы детей)
- А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей)
- В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми, они сказали Котьке: "Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!"
- Ребята не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.
- Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась?
Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей)
- Ребята помогали Котьке. А он им помогал? Большую работу он сделал или маленькую? (Ответы детей)
- Совсем неважно, сколько он сделал, ведь "В большом общем деле и малая помощь дорога. "
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
Физкультминутка: Ровным кругом
Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа :
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
Игра «Что сначала, что потом».(в парах)
– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
План
• Строительство горки ребятами.
• Хитрец на скользкой горке.
• Котька посыпает горку песком.
• Ребята заставили товарища работать.
• Котьке понравилось трудиться.
Обобщение материала:
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу :
(хлопки в ладоши)
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
Упражнение «Я начну, а вы закончите».
Рассказ с помощью мнемотаблицы.
Итог занятия.
Наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Давайте вспомним, какой рассказ мы читали сегодня?
Вам хочется узнать ещё какие-нибудь рассказы или сказки Николая Носова?
– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
– У каждого на столе лежит снежинка. Возьмите ее. Оцените свою работу на занятии и поставьте себе отметку.
– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Кому понравился рассказ?
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться).
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)